2020 subscribers

Тобол (2018)

1,2k full reads
1,5k story viewsUnique page visitors
1,2k read the story to the endThat's 78% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Фильм Игоря Зайцева "Тобол" в теории — историческая драма об освоении Сибири и экспедиции к Яркенду. На практике вызывает ощущение "цирк с конями". На слоган фильма пошли подзаголовки романов Алексея Иванова "Много званых, мало избранных". Я их пока не читала. Наверно, поэтому мне многое показалось непонятным.

Тобол, 2018, кадр из фильма
Тобол, 2018, кадр из фильма
Тобол, 2018, кадр из фильма

В первую очередь, удивил сам Тобольск — красивый и чистенький, не поселение в суровом климате, а тургидованильная картинка из рекламного буклета для продажи туров. Кажется местом, где впору просить политического убежища, а про него рассказывают, что туда всех подряд ссылали.

Костюмчики у всех тоже новенькие с иголочки, нарядные и чистенькие. И ладно бы еще, на придворных дамах при дворе Петра I, но ведь и на тех персонажах, которые в них только что дрались, катаясь по грязной земле.

Тобол, 2018, кадр из фильма. Дмитрий Назаров в роли Семена Ремезова и Евгений Дятлов в роли князя Матвея Гагарина, первого губернатора Сибирской губернии
Тобол, 2018, кадр из фильма. Дмитрий Назаров в роли Семена Ремезова и Евгений Дятлов в роли князя Матвея Гагарина, первого губернатора Сибирской губернии
Тобол, 2018, кадр из фильма. Дмитрий Назаров в роли Семена Ремезова и Евгений Дятлов в роли князя Матвея Гагарина, первого губернатора Сибирской губернии

Явно опущены истории главных действующих лиц. Например, бородатый мужик по имени Вульяныч гоняет веником по подворью домочадцев. Кажется, что он крестьянин и глава большого семейства с домостроевским укладом. Потом у него просят помощи, говоря, что без него никак не отправить обоз. Ну, наверно, он не крестьянин, а обозы водит. В финальных титрах говорят, что он оставил Тобольску белокаменным Кремль. Оппа! Гуглим... Оказывается, Семен Ульянович Ремезов — сибирский энциклопедист, а также картограф, архитектор, строитель, историк, художник, писатель... По фильму только одно можно сказать: колоритный был дядька!

Тобол, 2018, кадр из фильма, Агата Муцениеце в роли Бригитты, жены Цимса
Тобол, 2018, кадр из фильма, Агата Муцениеце в роли Бригитты, жены Цимса
Тобол, 2018, кадр из фильма, Агата Муцениеце в роли Бригитты, жены Цимса

Про немку Бригитту сначала хочется узнать, как она в Тобольск попала. Вместо этого показывают, как она несчастлива с мужем-пьяницей и хочет вернуться на родину. Поэтому сразу видит в пленном шведе, который тоже хочет домой, родственную душу. Но этого, все-таки, недостаточно, чтобы объяснить, почему явная протестантка или католичка по вероисповеданию уже при второй встрече прилюдно объявляет пленному шведу, что хочет его целовать? Наверно, желание возникло не внезапно, но при опущенной предыстории кажется, что это ей вдруг захотелось. "Ах, я вся такая спонтанная, к поцелуям зовущая!" с)

Тобол, 2018, кадр из фильма, Андрей Бурковский в роли Йохана Рената, пленного шведского офицера
Тобол, 2018, кадр из фильма, Андрей Бурковский в роли Йохана Рената, пленного шведского офицера
Тобол, 2018, кадр из фильма, Андрей Бурковский в роли Йохана Рената, пленного шведского офицера

Пленный швед Йохан Ренат весь фильм ведет себя, мягко говоря, очень непоследовательно, а если называть вещи своими именами, то и вовсе по-дурацки. Наверно, он просто человек — верный своему слову, просто постоянно дает это самое слово не тем людям, то вороватому губернатору, а то и вовсе джунгару какому-то. Узнав из титров, что он был первым европецем, сделавшим детализированную карту Джунгарии и Восточного Туркестана, еще сильней удивляешься... а что, такой человек не мог пальцы за спиной скрестить, обещая сделать полную чепуху, из которой заведомо ничего хорошего не выйдет? В общем, образ показан так, что даже сочувствовать Ренату как жертве обстоятельств затруднительно.

Тобол, 2018
Тобол, 2018
Тобол, 2018

Джунгары почему-то все как один говорят по-русски на уровне выпускников филфака. Причем русского отделения, а не РКИ (русский как иностранный). Но практически чистая русская речь — это еще ладно, пусть говорят. С какого-то момента фильм становится похож на римейк "Властелина колец". Джунгары из Казахстана массово скачут и бегают по степи, штурмуют крепость и стреляют из луков в полете примерно как... орки Саурона. И даже сцену с бичом "Ты не пройдешь!" пересняли. К зрелищности претензий нет, если б я ждала героического фентэзи, осталась бы в восторге.

Каждый из актеров по отдельности смотрится прекрасно. Кажется, в фильме нет ни одной плохо сыгранной роли. Даже Андрей Бурковский, которому, по-моему, достались самые неудачные диалоги, вытянул из них больше ожидаемого. Но почему-то про взятое все вместе так и хочется сказать, что актеры переигрывают.

В общем, узнав, что Иванов снял из титров свое имя как сценариста, я не удивилась. Часть вопросов, наверно, снимается, если знать, что изначально планировался сериал с бОльшим количеством эпизодов. Остается лишь сожалеть, что в результате сокращения зрелищные сцены напрочь забили остальные линии.

При всем при этом фильм не оставляет сожалений о времени, потраченном на просмотр, а вызывает желание прочитать двухтомный роман Иванова, чтобы узнать об этом малоизвестном (для меня) периоде из истории России и жителях Тобола.

Алексей Иванов сказал:

Соединение кино и литературы – магистральная стратегия современной культуры. Роман дает фильму правильную драматургию, а фильм проверяет роман на качество и расширяет аудиторию. Такой синтез искусств всем на пользу.

На драматургии фильма роман, похоже, в данном конкретном случае не отразился. А вот второе вполне срабатывает.

О романе Алексея Иванова "Псоглавцы" можно прочитать здесь.

О романе Алексея Иванова "Комьюнити" можно прочитать здесь.