МОЙ ОПЫТ И ВЗГЛЯД НА КИТАЙСКИЕ АВТО. СТОИТ ЛИ?

3 June
МОЙ ОПЫТ И ВЗГЛЯД НА КИТАЙСКИЕ АВТО. СТОИТ ЛИ?

В своей импровизированной рубрике #autofishing я обычно уделяю внимание какому-то одному автомобилю. Делясь впечатлением о нём. И эта неделя не должна была быть исключением. В планах было поделиться мнением и опытом о флагмане шведского концерна Volvo XC90, за рулём которого я проездил особенно долго. Однако ряд комментариев к предыдущим статьям навели на мысли немного изменить планы, посвятив эту статью моему мнению об автомобилях китайских брендов. Символично, что Volvo давно уже имеет тесные связи с Китаем, обмениваясь технологиями с некоторыми концернами из поднебесной, и лишь номинально считается шведской. Так, что будем считать эту публикацию неким предтече серии о шведских SUV.

Начну с того, что побудило меня к этой публикации. Само словосочетание «китайский автомобиль» сегодня вызывает рефлексии среди многих автомобилистов и около автомобилистов. Причём не только «трамвайных экспертов», но и вполне себе «признанных и знающих». Пару лет назад я буквально сцепился с одним из таких «автожурналистов», который (как мне показалось) совершенно несправедливо наехал на один бренд и на его примере «придал анафеме» вообще всех. По обыкновению используя простую и примитивную аргументацию: "да потому"!

Haval H8 стал третьим китайским авто в коллекции моего опыта. И одним из самых долгих в эксплуатации. Почти 4 месяца я проездил на нём по самым разным дорогам.
Haval H8 стал третьим китайским авто в коллекции моего опыта. И одним из самых долгих в эксплуатации. Почти 4 месяца я проездил на нём по самым разным дорогам.

По традиции о моём личном опыте. Он не так богат и разнообразен, как сам рынок китайского автопрома, но кое-что в послужном списке есть. А именно: Haval H9 с бензиновым и дизельным двигателями, Chery Tiggo 5 и 7, Haval H8 (больше не продаётся в РФ) F7 и F7x того же бренда. Кроме того, пару лет назад я освещал самую масштабную яхтенную регату в мире Volvo Ocean Race, в которой участвовала и победила команда китайского Dongfeng (кому интересно, в переводе на русский это «Восточный ветер»). В рамках того проекта я делал репортаж о команде яхты (не только самих яхтсменов, но и береговой службы), а так же интервью с господином Ван Пэном – директором российского представительства. (это всего лишь протокольное обращение, не более того J). Хотя за рулём самого автомобиля Dongfeng никогда не сидел. И в отношении этого бренда могу лишь говорить о философии марки, а не реальных качествах машины. Вот как-то так.

Не столько российское представительство, сколько общение с яхтсменами и PR  службой команды Dongfeng произвели на меня огромное впечатление. И победу этой команды я считаю не только символичной, но и заслуженной! Работа российского представительства, точнее её отсутствие. я считаю основной причиной того, что об этом бренде вообще мало кто знает.
Не столько российское представительство, сколько общение с яхтсменами и PR службой команды Dongfeng произвели на меня огромное впечатление. И победу этой команды я считаю не только символичной, но и заслуженной! Работа российского представительства, точнее её отсутствие. я считаю основной причиной того, что об этом бренде вообще мало кто знает.

Штампы и стереотипы.
Все мы в той или иной степени подвержены влиянию различных штампов и стереотипов. От которых можно избавиться лишь соприкоснувшись с предметом самостоятельно. И отношение к автомобилям – один из самых ярких примеров проявления этого. Причём речь тут далеко не только о «китайцах». Но и вообще в целом. Однако те самые комментарии, которые и побудили меня взяться за этот материал, наглядно демонстрировали, насколько сильна сила стереотипов в отношении китайского автопрома.
Договоримся на берегу. Даже, если я говорю о какой-то конкретной модели в превосходной степени, отмечая её положительные качества и характеристики, всё это вовсе не означает, что этот конкретный автомобиль обязан нравиться вам. Как и автомобильная марка в целом. Я вообще не считаю кого-то на автомобильной поляне объективно лучшим. И из десятков автомобилей, что мне довелось эксплуатировать, нет ни одного идеального. Хотя и есть те, что не понравились совсем и те, что понравились очень. Что характерно, среди первых нет «китайцев», а вот среди вторых… да есть.

Chery Tiggo 5. Первый автомобиль из поднебесной, за рулём которого я оказался. И момент был исполнен волнения и скепсиса. Прошло уже несколько лет и Tiggo сильно обновился, в сравнении с этой моделью. Впечатления же от этой модели остались в целом положительные.  Мы проехали несколько тысяч километров, я совершил около пяти путешествий. Из минусов два: отсутствие полного привода и просто отвратительный запах в салоне. В современных машинах эта проблема решена.
Chery Tiggo 5. Первый автомобиль из поднебесной, за рулём которого я оказался. И момент был исполнен волнения и скепсиса. Прошло уже несколько лет и Tiggo сильно обновился, в сравнении с этой моделью. Впечатления же от этой модели остались в целом положительные. Мы проехали несколько тысяч километров, я совершил около пяти путешествий. Из минусов два: отсутствие полного привода и просто отвратительный запах в салоне. В современных машинах эта проблема решена.

Самая большая ошибка – обобщать. Во всяком случае, в отношении китайских машин. Мы можем сказать: немецкое авто. И этот собирательный образ, включающий ряд атрибутов и представлений о качестве, будет относиться к любому из представителей самой развитой страны Европы. Хуже эта схема работает в Корее. Где, впрочем, я воспринимаю лишь двух и они похожи. Ещё сложнее в Японии, где разница в качестве и подходе обретает заметные даже неопытному взгляду черты.
Китайские авто в этом смысле несколько в стороне. Если смотреть на них со стороны, то есть нечто общее: стремление походить на «современное и правильное» авто. Среди них (я имею в виду тех, которые производят сейчас) по большому счёту нет откровенных уродов из числа «полчаса позора и ты на работе». Однако различия становятся ощутимы, если оказаться за рулём. Итак, первая ошибка: нет никакого «китайского автопрома». Есть конкретные бренды из Китая и оценивать следует каждый конкретный отдельно. Различия в качестве и ощущениях могут быть очень значительные даже среди разных моделей одного бренда.

Haval F7. Смелый и футуристичный дизайн. Вопросы к этой машине были, хотя ни один из них не критичный. В блоге есть подробный обзор этой модели.
Haval F7. Смелый и футуристичный дизайн. Вопросы к этой машине были, хотя ни один из них не критичный. В блоге есть подробный обзор этой модели.

Ошибка вторая.
Одна из наиболее частых претензий, не выдерживающих критики: они всё копируют. Справедливости ради, весь автомобильный рынок сплошь состоит из «компиляций». Особенно среди «парных» брендов. Или групп, вроде VAG, где порой и понят-то не просто чем один отличается от другого, кроме шильды и цены… Словом, какие-то заимствования вполне привычное дело в целом. Хорошо это или плохо. И, конечно, «китайцы» используют и этот приём тоже. Особенно на первых порах.
Крупные и богатые концерны, вроде того же Haval приглашают видных мировых специалистов. И, к примеру, весь модельный ряд этого бренда нарисовал парень, что когда-то придумал современный BMW X6. Такие примеры есть и среди «традиционных» брендов. Когда видение дизайнера кочует от одного концерна к другому. Что касается техники и технологий, здесь тоже всё неоднозначно. Много собственных разработок, много тех, что заказывают со стороны. Лично я убеждён в том, что не имеет значения копия это, устанавливаемое по лицензии оборудование или собственные технологии. Вопрос в том насколько это надёжно и долговечно в конкретной машине.

Haval F7x - на этой машине я ездил прошедшей зимой 2020. На первый взгляд он очень похож на своего брата F7, но по ощущениям от управления и эксплуатационным качествам они в значительной степени разные. F7x мне понравился много больше. Может быть в будущем расскажу о нём более подробно.
Haval F7x - на этой машине я ездил прошедшей зимой 2020. На первый взгляд он очень похож на своего брата F7, но по ощущениям от управления и эксплуатационным качествам они в значительной степени разные. F7x мне понравился много больше. Может быть в будущем расскажу о нём более подробно.

Слишком дорого!
Ещё одна довольно нелепая претензия: почему так дорого? У нас вообще столько финансовых специалистов в стране, если судить по комментам. Каждый третий готов дать точный анализ ценообразования и посчитать рентабельность. Правда лишь до момента, когда требуется конкретика. Вот тут… «не может он столько стоить!» восклицают господа хейтеры. На мой взгляд, это вообще пустой разговор. Ты вправе выбирать то, что хочешь. Это не плата за ЖКХ, где не имеет значения, насколько справедливой ты её считаешь, платить придётся именно столько, сколько начислили. Тоже примерно и с ценой на бензин. А вот машина. Считаешь, что цена этой машины неоправданно высока – возьми другую. Какие вопросы?
Проводя аналогию с разными моделями, я давно убедился в двух вещах. Первое. Цена машины вообще редко отражает её реальное качество и превосходство. Независимо от бренда и страны происхождения. Много субъективного есть у каждого. Второе. Если сравнивать качество, комфорт и набор опций, то в целом цена китайских автомобилей более чем справедлива. И уж точно не завышена. Но это моё личное мнение.

Машина, которая вызывает у меня предельно положительные эмоции. С брендом Haval я познакомился в 2017 году. Это был H9 с бензиновым двигателем. После почти 2х месяцев я понял - авто из Китая определённо заслуживает положительных отзывов. На фото та же машина, но с дизельным двигателем. И его я считаю лучшим в соотношении цены и возможностей машины.
Машина, которая вызывает у меня предельно положительные эмоции. С брендом Haval я познакомился в 2017 году. Это был H9 с бензиновым двигателем. После почти 2х месяцев я понял - авто из Китая определённо заслуживает положительных отзывов. На фото та же машина, но с дизельным двигателем. И его я считаю лучшим в соотношении цены и возможностей машины.

Они не надёжны!
Фольга, рассыпаются, сделаны из говна и палок… примерно такими эпитетами осыпает каждый второй хейтер, если попытаешься что-то возразить ему. Тут я могу сказать следующее. Во-первых, существует общемировой тренд на снижение моторесурса и долговечности. Никто не заинтересован на том, чтобы вы ездили на новой машине 10-20 лет. Иначе кому будут нужны обновления, выпускаемые каждый год? Думаю, справедливый моторесурс сегодня – лет 5ь. Что будет происходить с машиной дальше – вопрос. И это относится практически ко всем. Проблема же китайского автопрома, что в своём нынешнем виде они ещё слишком молоды. Нет должной обратной связи, какие-то вещи не отработаны. Они изо всех сил стараются компенсировать это более ответственным подходом к производству. Понимая, что стоят на тонком льду и любой серьёзный «факап» сулит такие проблемы, от которых можно и не отмыться. И если какой-нибудь японский или немецкий гранд может спокойно отозвать условный миллион копий бракованных авто, со словами: ну бывает, чё! Сорри! То для чайниз-авто это недопустимая роскошь. Не с точки зрения финансов, а имиджа!
В любом случае, чтобы объективно говорить о надёжности и долговечности должно пройти время. Я ездил на нескольких машинах, ездил много и по разным дорогам. У меня не было никаких проблем в технической части. Ни одна машина ни разу не подвела меня. Однако это были «свежие» машины. И пробеги для каждой составили лишь 5-10 тыс км. Что слишком мало для того, чтобы говорить о надёжности с точки зрения владения несколько лет.

Схожесть с всем известным немцем этого Haval F7x может быть объяснена не только "данью моде", но и тому факту, что дизайнер Haval когда-то трудился в баварском автомобильном ателье именно в этом качестве.
Схожесть с всем известным немцем этого Haval F7x может быть объяснена не только "данью моде", но и тому факту, что дизайнер Haval когда-то трудился в баварском автомобильном ателье именно в этом качестве.

Проблемы реальные.
Статья могла бы показаться излишне приторно-адвокатской, поэтому не могу не сказать и об объективных проблемах. Которые, конечно, есть. Касаются они не столько самих авто, сколько инфраструктуры. Качественного сервиса, налаженных поставок запчастей, квалификации сервисменов и тд. В конце концов, и развития дилерской сети. Монобрендовых салонов в конкретном регионе. Ведь это и только это внушает уверенность покупателю, что завтра он не останется со своим авто один на один. Впрочем, и наличие таких ДЦ не даёт 100% гарантии. Отсутствие должного бегграунда – вот основная проблема и благодатная почва для выращивания сомнений. А уж потом всё остальное.
Есть ли реальные негативные отзывы владельцев? Безусловно, есть. Есть и проблемные узлы. Но в этом нет ничего уникального. Стоит окунуться в изучение любого бренда или конкретной модели, как найдётся масса негативных отзывов. Про некоторых народные анекдоты гуляют, и что?

Машина может не нравится, но едва ли можно назвать уродской любой из современных китайских авто, не только из тех, что представлены в этой статье.
Машина может не нравится, но едва ли можно назвать уродской любой из современных китайских авто, не только из тех, что представлены в этой статье.

Так стоит ли?
Когда я садился за руль китайского авто впервые, то был переполнен скепсиса. Когда я отправлялся на автомобиле, произведённом в Китае в первое большое путешествие, то ощущал тревогу и сомнения. Но всякий раз испытывал чувство приятного удивления.
На мой взгляд, главный камень преткновения это отношение к основе: «китайское авто». В тусовке не поймут! Если для вас это реально проблема и имиджевая составляющая бренда имеет значение – всё остальное уже не имеет смысла. Пиарщикам ещё предстоит долгий путь формирования положительного образа конкретного бренда, чтобы он был самостоятельным и не ассоциировался со страной происхождения.

Haval H8 больше не поставляется в Россию. О причинах я не знаю, но считаю это большой ошибкой. Добротный кроссовер, доказавший свою способность пробираться чуть дальше, чем от него требовалось.
Haval H8 больше не поставляется в Россию. О причинах я не знаю, но считаю это большой ошибкой. Добротный кроссовер, доказавший свою способность пробираться чуть дальше, чем от него требовалось.

Определённо можно сказать, что за «единицу денег» вы получаете существенно больший набор опций. Многие, из которых здорово влияют на комфорт и ощущения от езды. Машины современны и технологичны. Наполнены всеми современными pilot-assist системами, многие из которых не встретишь на иных одноклассниках из «проверенных брендов».
Я не стану навязывать и предлагать всем пересесть на автомобили китайского производства. Но, если ваш бюджет ограничен 1,5-2,5 миллиона рублей, то я бы рекомендовал не воротить нос, подобно тем хейтерам, у которых на всё есть «ответ и решение», правда вот ездят они на преимущественно на трамваях и маршрутках. А попробовать отбросить весь стереотипный мусор и просто сравнить ощущения от машины. Вполне вероятно, что после этого вы скажете: да не… этот «кореец», «японец», «немец» или «чех» - лучше. И тогда ваш выбор будет объективным и осознанным. Но велика вероятность и испытать чувство удивления, а в голове возникнет мысль: чёрт, да он совсем не плох!

МОЙ ОПЫТ И ВЗГЛЯД НА КИТАЙСКИЕ АВТО. СТОИТ ЛИ?

Но один действенный совет я всё же дам. За последнее время парочка китайских брендов ушли с рынка, какие-то пришли. Уследить за этой чехардой не всегда легко. Если вы решили всерьёз рассмотреть покупку автомобиля китайского производства, смотрите на то, как стоит бренд в стране. Насколько развита его дилерская сеть, какие активности он проводит. Оцените мировой опыт бренда и его позиционирование. И тогда сможете понять, насколько он «всерьёз и надолго».

МОЙ ОПЫТ И ВЗГЛЯД НА КИТАЙСКИЕ АВТО. СТОИТ ЛИ?

Получилось много, и тем, кто дочитал этот текст до конца – спасибо за внимание к публикации и блогу. Буду рад видеть ваши мнения в комментариях. Мнения реальных владельцев помогут сформировать общее представление о конкретных моделях. Тему авто для рыбалки продолжим через неделю!

Дмитрий Матвеев || YouTube.com/ItodorTV
Фото автора (с)
Instagram @itodortv