itodortv
3154 subscribers

РИБ FORTIS-Z. СЕКРЕТ ПОПУЛЯРНОСТИ.

8,2k full reads
15k story viewsUnique page visitors
8,2k read the story to the endThat's 53% of the total page views
4,5 minutes — average reading time
РИБ FORTIS-Z. СЕКРЕТ ПОПУЛЯРНОСТИ.

Питерский производитель лодок с латинским названием Fortis, что в русском переводе означает не что иное, как сильный, хорошо знаком мне с первых дней своего появления. А если точнее, то в своём человеческом обличие, олицетворением которого является главный конструктор всех лодок под этой маркой – много больше. И одним из ключевых отличий от «одноклассников» Фортиса во все времена было стремление удивлять новаторскими идеями…

Модель Fortis-Z была представлена миру ещё зимой 2019 года. В том - другом мире. И к моменту, когда я пишу этот текст, прошла длинный путь испытаний и большого числа отзывов. Быстро став одной из наиболее востребованных и продаваемых у производителя.

РИБ FORTIS-Z. СЕКРЕТ ПОПУЛЯРНОСТИ.

Я же оказался в числе первых, кто ступил на борт этого риба на ходовых испытаниях. И первым, кто записал обзор на эту модель. Ссылку на него вы найдёте в конце этой статьи. Все производители лодок (да и не только) стремятся, как можно скорее рассказать о своих новинках, донести информацию до потребителя и быстрее начать продажи. Это логично и понятно. Но, первый и беглый взгляд редко позволяет увидеть все нюансы. И часто бывает так, что восторженные реплики «независимых экспертов» со временем заглушают рекламации и критика реальных пользователей. Конечно, и тот первый обзор, который мы писали «на ходу и без подготовки», при условии, что риб был укомплектован не самым подходящим для него мотором, едва ли можно назвать «полноценным».

РИБ FORTIS-Z. СЕКРЕТ ПОПУЛЯРНОСТИ.

Недавно в эфире телеканала OceanTV состоялась телепремьера фильма о нашем путешествии и рыбалке на Баренцевом море. Экспедиции организованной всё тем же Фортисом, и в которой приняли участие две модели риба Fortis-Z. После публикации этого видео я получил немало вопросов и просьб поделиться впечатлением от этой лодки, на основе опыта серьёзного путешествия и экспедиции. Что ж. Думаю, справедливо будет уделить этому время. Тем более, как говорят некоторые владельцы этой лодки, решение о покупке они приняли под впечатлением от просмотра того, самого первого обзора.

РИБ FORTIS-Z. СЕКРЕТ ПОПУЛЯРНОСТИ.

В чём фишка?
Главная отличительная особенность риба Fortis-Z, выделяющего эту модель перед всеми другими – полностью жёсткие борта в кокпите. Действительно, для многих наличие надувных бортов остаётся настоящей фобией, ощущением ненадёжности всей конструкции. И хотя из тех 20 с лишним лет, что я эксплуатирую ПВХ лодки, не вспомню и одного случая, когда бы это стало проблемой. Привело к какой-то внештатной ситуации… фобия – есть фобия.

РИБ FORTIS-Z. СЕКРЕТ ПОПУЛЯРНОСТИ.

Сложная конструкция риба сделана таким образом, что баллоны остаются с внешней стороны. При этом защищены и в нижней части. Прекрасно справляясь со своей основной функцией – обеспечивать лучшую остойчивость лодке. Такая конструкция позволила и увеличить пространство кокпита. С учётом довольно скромных габаритов риба, переоценить даже 10-20 см – сложно. А места стало заметно больше.
Пожалуй, что вот эти две особенности и стали тем аргументом, что заставил даже самых консервативных рыболовов пересмотреть свои взгляды, сделав свой выбор в пользу Fortis-Z.

РИБ FORTIS-Z. СЕКРЕТ ПОПУЛЯРНОСТИ.

Компоновка и устройство.
Риб Fortis-Z, как по обыкновению бывает с лодками старших классов, имеет несколько модификаций. Моя в этом перечне - самая простая. Обычная транцевая лодка, с откидным столиком, парой банок в кокпите и носовой банки-рундуком. И из необычного, разве что покрытие внутренней части бортов и палубы. Придающее лодке больший уют и комфорт.

РИБ FORTIS-Z. СЕКРЕТ ПОПУЛЯРНОСТИ.

Однако не стоит спешить с выводами. Такой стиль «минимализм» тем не менее, обеспечивает минимальный вес комплекта. От чего риб неплохо взаимодействует с моторами мощностью не только 25-30 или 15-20 л.с., но и сумел выйти в режим глиссирования с мотором мощностью всего 9.9 л.с. Конечно, при условии минимальной загрузки. Но согласитесь, глиссировать на лодке длиной 4,6 метра с моторчиком, не требующим даже наличия прав – серьёзный аргумент.

РИБ FORTIS-Z. СЕКРЕТ ПОПУЛЯРНОСТИ.

Впрочем, дело, конечно, не только в весе. Большее значение здесь играют особые обводы корпуса.
И здесь я хочу дать один действенный совет. Оценивая лодку, независимо от её размеров и класса. Всегда обращайте внимание на два параметра: угол деферента в режиме глиссирования, а особенно на количество брызг, который лодка поднимает при движении по ровной воде. Чем их больше, чем выше они подлетают над поверхностью воды, тем больше энергии ваш мотор тратит на эту пустую операцию. Которую мог направить на увеличение скорости или грузоподъёмность. Это, если совсем уж примитивным и простым языком. А, если коротко: много брызг – указывает на какие-то явные просчёты в корпусе. Более того, много брызг – это неизбежное попадание их в кокпит. А значит и комфорт. Явный деферент на корму или крены – тоже свидетельство не очень удачной конструкции. У Fortis-Z в этом смысле порядок.

РИБ FORTIS-Z. СЕКРЕТ ПОПУЛЯРНОСТИ.

Другая версия этой модели не так хорошо знакома мне на практике, но мы прошли пару сотен километров по ухабам Баренцево моря, что называется «борт о борт». Основное отличие это наличие рецесной зоны. Что в свою очередь практически исключает заливание кокпита «кормовой волной». Например, при резкой остановке. А заодно формирует пространство довольно объёмного рундука, где можно разместить и бензобак, и некоторое количество нужных и полезных вещей. Освободив тем самым пространство кокпита.

РИБ FORTIS-Z. СЕКРЕТ ПОПУЛЯРНОСТИ.

Однако, если в версии транцевой можно использовать более лёгкий, румпельный мотор, то с рецесной лодкой это хотя и не исключается, но всё же гораздо удобнее установить консоль с дистанцией. На этот счёт у меня есть исключительно своё устойчивое мнение. Я считаю, что если лодка позволяет эксплуатировать мотор мощностью до 40 л. с., то предпочтительнее не занимать и без того ограниченное пространство кокпита консолью, а управлять лодкой с румпеля. Но! Это лишь моё мнение. Есть целая армия водномоторников, кто вообще не признаёт лодку, если на ней нет штурвала. Так что, не будем углубляться в выяснение того, какой вариант лучше, а остановимся на более толерантном: у вас есть выбор в зависимости от предпочтений.

РИБ FORTIS-Z. СЕКРЕТ ПОПУЛЯРНОСТИ.

По морям, по волнам.
Самый главный вопрос, который интересует всех без исключения, как Fortis-Z ведёт себя на волнах? Сложно придумать лучший «полигон» для испытаний, чем весеннее Баренцево море. С его накатом в несколько метров и ветровой «паразиткой» 0,5-1 метра. Вот уж где настоящие испытания. Здесь я бы хотел выделить несколько ключевых параметров.
Выход в режим глиссирования. Обычно в классических тест-драйвах этот показатель демонстрируется в идеальных условиях. На ровной воде, правильной развесовке и минимальной загрузке. А что, если вам необходимо ускориться при ощутимом волнении, когда на борту помимо вас и парочки коллег, ещё и под сотню кг всякой всячины. Не только хаотично распределённой по кокпиту, но и меняющей своё место время от времени? При таких обстоятельствах и 30 сильным 4х тактным мотором на транце, риб уверенно выходит в режим глиссирования. Скажу больше. Делает он это и если добавить четвёртого, но в этом случае требуется уже существенно больше времени и двигаться желательно по волне. Максимальная загрузка, при которой удалось выходить на глиссирование, эквивалентна пятерым пассажирам и баку бензина. В условиях постоянного волнения открытого моря.

РИБ FORTIS-Z. СЕКРЕТ ПОПУЛЯРНОСТИ.

Управляемость лодки. Это очень важный параметр в условиях волнения. Когда нужно постоянно менять траекторию движения, выбирая наиболее комфортную. Избегая встречи с валами. В этом случае риб должен беспрекословно и моментально реагировать на поворот штурвала или румпеля (как в моём случае). Помимо готовности к лавировке, не могу не отметить и комфортные крены при таких манёврах. Учитывая конфигурацию лодки они, безусловно, есть. Но критичными крены уж точно назвать нельзя.
Удары, брызги, прыжки. Как бы ты не лавировал, но время от времени встреча с более высоким валом неизбежна. А, если приходится иметь дело с ветровой волной – такие встречи будут значительно чаще. Пережить 1-2-3 жёстких удара – не так уж страшно. Другое дело, когда в таком режиме нужно преодолеть километров 50. Воздействие оказывается и на корпус человека, и на корпус лодки. Итогом может стать вывод из строя первого и потеря важных деталей. Как бы всё надёжно не было закреплено, систематическая и долгая вибрация и удары могут привести к расшатыванию закреплённых деталей. Например, эхолота.

РИБ FORTIS-Z. СЕКРЕТ ПОПУЛЯРНОСТИ.

Не буду утверждать, что в таких экстремально-жёстких условиях Fortis-Z абсолютно безупречен. В отдельных случаях удары на корпус приходятся вполне ощутимые, но это абсолютно неизбежно. В целом же он хорошо справляется и гасит ветровую волну. Отсекая и большую часть брызг. Достаётся только сидящим в кормовой части корпуса. Впрочем, более современные модели Fortis-Z претерпели некоторые изменения, нивелировавшие и этот эффект тоже. Так или иначе, но в условиях ощутимого волнения вы вполне можете перемещаться со скоростью свыше 30 км/час, в устойчивом режиме глиссирования. А это именно то, что и было необходимо.
Остойчивость. Здесь всё просто. Мы имеем дело с рибом, а это означает лучшую остойчивость в сравнении с обычными лодками по определению. Я не делал сложных замеров, но по ощущениям, лодка чуть более «валкая» в сравнении с классическим рибом. Однако это не критично и явно остойчивей, чем тот же классический алюминиевый или пластиковый корпус в том же размере.

РИБ FORTIS-Z. СЕКРЕТ ПОПУЛЯРНОСТИ.

В завершении.
За прошлый сезон владельцами Fortis-Z стали достаточно много человек. Безусловно, на первом этапе заслуга этому в его концепции, которая сильно выделяет риб на фоне других лодок. Можно вполне уверенно сказать, что аналогов у него нет. Изменения эти оказались именно тем, что и было нужно. Но эйфория от первого впечатления давно прошла, и настало время «обратной связи».
Я не задавался поиском негатива или рекламаций. Такие вещи обычно не требуют поиска и сами себя находят. Но я видел большое количество положительных отзывов об этой лодке.

РИБ FORTIS-Z. СЕКРЕТ ПОПУЛЯРНОСТИ.

Очевидно, что на Фортис умеют делать выводы из прошлых ошибок и просчётов. Заметно улучшая качество современных моделей. Учитывая текущую ситуацию на рынке и финансовое положение, нельзя не отметить в числе положительных сторон и привлекательную стоимость риба. Позволяющего с достаточным комфортом путешествовать под мотором 20-30 л.с. Что так же влияет и на конечную стоимость комплекта, и расходы на его содержание.
Добавлю к этому, что, несмотря на все сложности, Фортис готовит к выходу новую модель в той же концепции, но большего размера. Которая имеет все шансы стать новым хитом продаж в своей «весовой» категории. Ну а я надеюсь рассказать вам об этой лодке более подробно.

РИБ FORTIS-Z. СЕКРЕТ ПОПУЛЯРНОСТИ.

Подробнее об этой и других моделях Fortis, а так же актуальные цены и варианты комплектации можно узнать здесь

Первый видео обзор РИБа Fortis-Z

Экспедиция на Баренцево море "Териберка глазами новичков"

Новый сезон уже наступил, испытания, тест-драйвы и путешествия уже начались. Не смотря на все те нюансы и сложности, которые охватили практически весь мир. В самое ближайшее буду опубликованы новые обзоры и тест-драйвы. Среди наиболее интересных из них ПВХ лодка BoatsMan 400 и флагманский катер в самой полной комплектации Grizzly 960 Unimog.

Буду рад видеть вас в числе подписчиков этого блога и моего Instagram @ItodorTV
Если эта статья показалась вам полезной и интересной - ставьте "палец вверх". Если остались или появились вопросы - пожалуйста задавайте их в комментариях, не забывая и корректной форме общения.

Дмитрий Матвеев || YouTube.com/ItodorTV
фото автора (с)