По следам ГДР 2.0 Глава 11. Общественный транспорт. (3 часть)

16 October

Ах, эти немецкие "железки"! В них невозможно не влюбиться. В 80-х на рельсах меня окружала целая история железнодорожного транспорта Германии. Сегодня речь пойдет о городской электричке Восточного Берлина.

Городская электричка (S-Bahn).

В основном я передвигался на метро, так как две станции метро от моего места жительства были ближе, чем ближайшие станции S-Bahn. Ближайшая от меня станция была Руммельсбург, но от нее надо было прилично идти. Тем не менее некоторые воспоминания об этом виде транспорта у меня остались. По рельсам берлинской городской электрички в 80-х резво бегали чудом сохранившиеся после ВОВ довоенные типы вагонов, которые восстановили и модернизировали.

По следам ГДР 2.0 Глава 11. Общественный транспорт. (3 часть)

Ну а теперь немного истории. Датой рождения S-Bahn считается 8 августа 1924 года, когда между Щецинским вокзалом (ныне Nordbahnhof) и Бернау впервые прошёл поезд, использовавший контактный рельс с напряжением 800 В. К концу 1929 года (этот период получил название «Великой электрификации») длина электрифицированной по данной технологии сети составила более 233 км. 1 декабря 1930 года эта сеть получила современное название S-Bahn. В 1945-м году этот транспорт естественно перестал работать, но был восстановлен в 1948-м году.

Из-за разделения Берлина стеной многие линии были разрезаны и маршруты перестроены. Насколько я помню, мне и моим родителям приходилось иногда объезжать по рельсам половину Западного Берлина, что бы доехать до нужной станции.

Вот например до меня дошла такая интересная байка связанная с S-Bahn. Граница с Западным Берлином проходила недалеко от моей школы по улице Фридрихштрассе. Вокзал Фридрихштрассе был последней остановкой электричек Восточного Берлина на границе. На этом вокзале действовал один из пограничных пропускных пунктов на Запад посредством железной дороги.

Для наглядности приведу фотку 1989-го года. Справа мы видим сам вокзал, а через реку Шпрее вдоль путей левее видны пограничные сооружения. Ближайший к нам перрон вокзала делится на два пути S-Bahn на Запад - туда и обратно. За ним идет другой - для поездов дальнего следования, там тоже два пути и тоже конечно через Западный Берлин. Эти перроны закрывает большая часть стеклянной крыши вокзала. А вот самый удаленный от нас перрон на фото, под самой маленькой крышей вокзала - это оборотные пути для восточных электричек S-Bahn.

По следам ГДР 2.0 Глава 11. Общественный транспорт. (3 часть)

Так вот была байка, что гэдээровские машинисты электричек из чистого озорства соревновались между собой, кто дальше заедет за границу ГДР при обороте состава.))
Ну не знаю, насколько это правда, мне кажется, что там пути были ограниченны стрелками или тупиками, судя по расположению рельсов на фото. А впрочем, кто знает?)

По вагонам лично мне запомнилась серия BR477. В ГДР их модернизировали из довоенного парка.

BR477
BR477

Салон у них выглядел вот так.

Это головной вагон.
Это головной вагон.

Принцип посадки и высадки в них был тот же самый как и в метро. Двери открываешь сам, закрываются они автоматически после светового сигнала (над дверьми вверху красные плафоны) и звукового.

Помню и совсем старенькие BR475. Их производили в 20-30х годах прошлого столетия.

По следам ГДР 2.0 Глава 11. Общественный транспорт. (3 часть)

Кабина машиниста на этом фото была модернизирована видимо в 70-80-е.

К  родным элементам здесь немного добавили современных на тот момент, например - вентилятор и трубка связи.  Справа виден кран тормоза, слева реверс и "ход" в виде большой кнопки похожей на лесной гриб, для нажатия ладонью. Что бы электромотор вагона  работал, эта кнопка должна быть все время в нажатом положении. Кстати,  аналогичное управление было и на BR477. Такие вот традиции.
К родным элементам здесь немного добавили современных на тот момент, например - вентилятор и трубка связи. Справа виден кран тормоза, слева реверс и "ход" в виде большой кнопки похожей на лесной гриб, для нажатия ладонью. Что бы электромотор вагона работал, эта кнопка должна быть все время в нажатом положении. Кстати, аналогичное управление было и на BR477. Такие вот традиции.

Смотрим салон головного вагона. На этом типе деревянные скамьи мне еще попадались, но часто был и мягкий салон. Сигнализация отправления поезда здесь начисто отсутствует.

По следам ГДР 2.0 Глава 11. Общественный транспорт. (3 часть)

Ездил я на S-Bahn редко, в основном на аттракционы в Трептов-парк, редко - в Карлсхорст и обратно. Помню, что в отличие от трамвая эти поезда ездили более плавно и без лишнего грохота в салоне. Наверное довоенное германское качество здесь играло немалую роль. Вагоны электричек раньше строили и строят до сих пор, например такие известные фирмы как AEG.

Были и еще типы поездов S-Bahn в мое время, но они были схожи с выше представленными. Я показал здесь только основные, что особо запомнил.

Продолжение здесь.

Друзья, если вам понравился мой пост, и вы узнали для себя что-то новое и интересное - подпишитесь на мой блог, поставьте лайк. Автору это всегда приятно, и мотивирует.

Всю серию постов про ГДР смотрим по тегу #итваслонг-гдр !

НАВИГАЦИЯ ПО МОЕМУ КАНАЛУ ITWASLONG.RU