Навязанные кумиры. Являют ли они пример для подражания?


Звёзды эстрады, политики, бизнеса, рок-звёзды, телезвёзды и звёзды с неизвестного небосклона - могут ли они в действительности служить путеводными звездами?

Английский историк прошлого века Арнольд Тойнби разделял общества на две категории — основанные на традиции и на мимесисе, то есть на подражании. И то и другое общественное устройство имеет право на существование, уходя корнями в этологию. У приматов есть законы стаи, поведенческие традиции, отношения, превратившиеся в инстинкт, но точно также в них заложена и способность к подражанию, заимствованию, копированию.

К другому полюсу Тойнби относит Западноевропейскую цивилизацию, и как её продолжение - США. Молодое американское государство, родившееся три столетия назад, развивалось, беря в качестве примеров для подражания успешных современников.

И мировое господство США распространило этот принцип на все страны.

Если лошадь показать по телевизору, то у неё станут брать автографы. Современные СМИ надувают "медийное лицо", как дождевой пузырь, которому постоянной поддержкой не дают лопнуть.

Но кого они предъявляют в качестве авторитетов?

Кем заставляют подражать?

А подражание неизбежно. Даже в форме категорического отрицания. Вольно или невольно мы перенимаем взгляды телевизионных оракулов, их мысли, стиль одежды и манеру поведения. С точки зрения дарвиновской эволюции это приобретённый механизм, который позволяет быстрее приспособиться, перенимая повадки лидеров.

Но если система дала сбой?

Третьего президента США Томаса Джефферсона однажды спросили:

- Какими качествами должен обладать руководитель страны?

- Только одним, - ответил он, - быть нравственным.

А мы видим на экране вороватых чиновников, бесчестных политиков и беспринципных телеведущих. В качестве экспертов нам демонстрируют актёров, певцов и спортсменов, рассуждающих обо всём - от чистки картошки до Большого взрыва.

Мало того, нас заставляют копаться в их грязном белье. Кто с кем, когда, и за сколько.

Работники СМИ говорят:

- Это заказ общества, люди жаждут сплетен.

Они напоминают наркодилеров, посадившие школьников на иглу:

- Подросткам это нравится, мы только обслуживаем их запросы.

Отрицательная селекция, когда в элиту попадают худшие, положение, когда уважаемыми людьми становятся ловкачи, пройдохи и мошенники, неизбежно приводит к депрессии. Благодаря мимесису общество попадает в плен порочного круга, дурной бесконечности, клонируя духовно несостоятельных.

Другими словами наступает деградация, вырождение.

Приходите, буду рад!

Желающим об этом послушать: