История розничной торговли (начало) как история поиска эффективности

535 full reads
1,2k story viewsUnique page visitors
535 read the story to the endThat's 43% of the total page views
4,5 minutes — average reading time
История розничной торговли (начало) как история поиска эффективности

Когда Стефан Шамбах, студент-второкурсник из Йены, решил сделать интернет-магазин, то в его окружении не нашлось ни одного человека, которые бы поддержали его в этом устремлении.

Наоборот, абсолютно все, без исключения, сочли нужным сказать ему, что это совершенно глупая, пустая и бесперспективная затея.
В самом деле, никаких продаж в интернете тогда не существовало (Шамбах вообще стал первым, кому пришла в голову эта странная идея), интернет-магазинов на планете тоже еще не было, и никто - ну, во всяком случае - никто из круга знакомых Штефана - не смог оценить потенциал этой новации.

К счастью, потенциал оценили покупатели - через месяц интернет-магазин Штефана (который он, без затей, назвал «Интершоп») имел оборот уже в 100 тысяч марок - фантастические деньги для парня из Восточной Германии, еще через полгода в Интершопе работало уже двадцать человек, а через три года, когда закончивший университет Шамбах решил (даже не торгуясь) избавиться от своего Интершопа, мешавшего ему целиком окунуться в программирование, то покупатели, выкатившие семизначную цифру в долларах, к тому-то времени нашлись мгновенно.

Нижегородская ярмарка
Нижегородская ярмарка
Нижегородская ярмарка

С тех лет прошло совсем немного времени, и никого уже не удивить тем, что продажи через интернет - эффективный канал сбыта, и недостатка в людях, ищущих новые форматы и идеи розничных продаж не ощущается.

Хотя поиску новых идей и свежих решений для розницы всего-то две сотни лет - с маленьким хвостиком.

Еще в XVIII никому и в голову не приходило что-то менять в розничной торговле, в формате, сложившимся еще в шумерские времена и благополучно доживших (с небольшими вариациями, вроде подстройки под климатические условия - лавка с крышей и стенами или и так нормально) до... нет, не до XVIII века, а - до наших дней - рынки, в конце концов, никуда не делись.

Для более крупных торговых операций существовали ярмарки, где, как правило, свершались значительные оптовые сделки - именно от ярмарок товары тоненькими ручейками растекались по рынкам, лавкам, магазинчикам.

Нью-Йорк, вторая половина XIX века. Весь город - большой рынок, каждый житель - покупатель или продавец
Нью-Йорк, вторая половина XIX века. Весь город - большой рынок, каждый житель - покупатель или продавец
Нью-Йорк, вторая половина XIX века. Весь город - большой рынок, каждый житель - покупатель или продавец

Но в XVIII веке Европа стала буквально пухнуть от жителей: именно в этот период произошел невероятный и небывалый до того демографический скачок: прирост населения составил 45%. Но XIX век по отношению к своему предшественнику не идет ни в какое сравнение: с 1800 по 1900 г. численность европейцев выросла со 186,6 млн до 398,8 млн. человек, или в 2,1 раза. При этом избытка людей хватило еще и на колонизацию обеих Америк, Австралию и массу иных территорий.

А спрос наступал, можно сказать, с двух сторон: его рост подхлестывался не только увеличение числа покупателей, но и созданием новых товарных рынков, новых потребностей: массовыми товарами становились чай и ситец, готовые одежда и обувь, мыло и керосин. И вот тут розничная торговля уперлась головой в потолок собственных возможностей: её мощностей физически не хватало на то, чтобы удовлетворить покупательский спрос.

Шаг от рынка и лавки в сторону магазина и даже серии магазинов, собранных под одной крышей
Шаг от рынка и лавки в сторону магазина и даже серии магазинов, собранных под одной крышей
Шаг от рынка и лавки в сторону магазина и даже серии магазинов, собранных под одной крышей

Промышленная революция тоже меняла покупателя: пролетарий, в отличии от фермера, просто не мог себе позволить совершать покупки раз в месяц, отправляясь за ними в путешествие на рынок, он не имел ни возможности, ни даже права выкроить себе время на такие поездки, а его скромное жильё никак не могло выполнять функцию склада.

Очереди заполнили Европу, причем стоять в очередях надо было множество раз в день: мясная лавка, бакалейная лавка, молочная, скобяная, а еще зеленщик, а еще ниток купить... Понятно, что розница искала решения этой проблемы (в конце концов, очереди - это неудовлетворенный спрос, а значит - прямые убытки), и решения не заставили себя ждать.

Пассаж в Санкт-Петербурге появился 172 года назад - во всяком случае, так гласит официальная легенда
Пассаж в Санкт-Петербурге появился 172 года назад - во всяком случае, так гласит официальная легенда
Пассаж в Санкт-Петербурге появился 172 года назад - во всяком случае, так гласит официальная легенда

Симптоматично, что именно к началу XIX века в мире расцветает мода на пассажи - крытые переходы на параллельные улицы, сплошь состоящие из торговых лавок.

Появившиеся «сами собой» пассажи быстро распространились: эти хаотично возникшие французские торговые переулки стали копировать другие столицы мира.

Появляются пассажи и в России (раньше всех прочих - в Одессе), самые известные из которых - Санкт-Петербургский и, конечно - верхние торговые палаты в Москве (сейчас - ГУМ). .

Но все-таки первым настоящим «розничным откровением» в череде прочих новаций стали, конечно же, универмаги.

В универмаге можно было купить абсолютно все - во всяком случае, владельцы заведений стремились к этому.
Историки до сих пор спорят, кто же придумал этот торговый формат первым, и ожесточенный спор ведется между лондонским «Хэрродс» (по имени основателя, Генри Хэррода) и парижским «Ле Бон Марше» Аристида Бусико.
На самом деле ни Хэррод, открывший свой универмаг в 1823-м, ни Бусико, стартовавший в 1838-м, первооткрывателями не были (хотя, безусловно, ни тот, ни другой, не были копиистами - каждый придумал свой магазин сам): например, такой формат существовал в английском Дерби еще в 1734-м (!!!), но именно столичные универмаги поражали, удивляли обилием света и блеском никелерованых
касс, заставляли себе подражать...

Хэрродс в Лондоне, он и сейчас выглядит роскошно, а в начале XIX века и вовсе считался дворцом.
Хэрродс в Лондоне, он и сейчас выглядит роскошно, а в начале XIX века и вовсе считался дворцом.
Хэрродс в Лондоне, он и сейчас выглядит роскошно, а в начале XIX века и вовсе считался дворцом.

В Хэрродс впервые появилась чайная комната (а чуть позже, отдельно, и кофейня), предвестник современных фут-кортов. Кроме того, универмаги непрестанно поражали публику новинками: огромными витринами с необыкновенным оформлением, собиравшие толпы зевак, разного рода ухищрениями вроде пневмопочты или веревочной «карусели» для передачи чеков (в 80-х г.г. XIX века на смену им повсеместно придут кассовые аппараты, и пробитие чека красивой никелированной машинкой тоже будет восприниматься как яркое шоу), вращающимися дверями, лифтами и эскалаторами (когда их впервые запускали в Хэрродсе, то отважным пользователям предлагали за этот подвиг восхождения бренди, дабы успокоить расшалившиеся нервы).

Первый "дворец торговли" в России, московский Мур и Мюрелиз
Первый "дворец торговли" в России, московский Мур и Мюрелиз
Первый "дворец торговли" в России, московский Мур и Мюрелиз

В итоге общественное мнение приняло новый торговый формат столь благосклонно, что - совершенно невиданное для той эпохи дело - универмаги были отнесены к тем весьма немногочисленным местам, где дамам не порицалось появляться без сопровождения кавалеров!

Однако со временем все как-то привыкли даже к этому - больно уж невероятные искушения своим разнообразием товаров, собранным в одном месте, предлагали Мур и Мюрелиз.В России универмаги тоже начались со столиц: шотландцы Мур и Мюрелиз поразили своим магазином (нынешний ЦУМ) всех.
Правда, нововведения вроде лифта или вращающейся двери не прижились - москвичи отнеслись к лифту с ужасом (предлагать бренди шотландцы не догадались), а двери посчитали «дьявольской ловушкой» и их заменили на обычные, но более всего потрясло москвичей то, что здесь не торговались: фиксированная цена, призванная убить очереди, вслед за Англией и Францией, добралась и до России.
Хозяйки, хваставшиеся друг перед другом своим умением выбить из продавца минимальную цену (торг - ну очень популярный в те годы спорт!) чувствовали себя здесь как рыба, выброшенная из воды.

Не довольствуясь только москвскими покупателями, "Мур и Мюрелиз" преуспел в дистанционной торговле, став одной из самый первых и одной из самых крупных каталожных компаний в мире. Российская почта - их надежный партнер, работала тогда как часы: срок исполнения заказа по каталогу, например, из Владивостока - 7 суток - ровно столько шел поезд Москва - Владвосток, почтово-багажные вагоны которого везли посылки по всей стране
Не довольствуясь только москвскими покупателями, "Мур и Мюрелиз" преуспел в дистанционной торговле, став одной из самый первых и одной из самых крупных каталожных компаний в мире. Российская почта - их надежный партнер, работала тогда как часы: срок исполнения заказа по каталогу, например, из Владивостока - 7 суток - ровно столько шел поезд Москва - Владвосток, почтово-багажные вагоны которого везли посылки по всей стране
Не довольствуясь только москвскими покупателями, "Мур и Мюрелиз" преуспел в дистанционной торговле, став одной из самый первых и одной из самых крупных каталожных компаний в мире. Российская почта - их надежный партнер, работала тогда как часы: срок исполнения заказа по каталогу, например, из Владивостока - 7 суток - ровно столько шел поезд Москва - Владвосток, почтово-багажные вагоны которого везли посылки по всей стране

Кстати, как и в случае с Дерби и Лондоном, провинция отреагировала на мировые новации быстрее столиц, но вряд ли кому-то даже из жителей Владивостока сегодня что-то скажут имена немцев Кунса и Альберса, основателей первого в России универмага.
Видимо, старинное правило успешной торговли из трех пунктов - location, location, location - применимо не только к трафику улиц, но и к притягательности, масштабу и посещаемости городов.

P.S. Продолжение - здесь

#экономическиеистории

Связанные темы и статьи:

1. Розничная торговля-2

2. Технологии честности и кассовые аппараты

3. История ресторанов

4. Швейное чудо


P.S. Ваши лайки, комментарии и
подписка не будут лишними

Александр Иванов

"Краткие эссе об истории экономики"

Еще больше историй на канале: https://t.me/ivanovdirect

И в Facebook #экономическиеистории