Флагман без брони. История "карманного линкора" Гитлера

24 October 2020

Рады Вас приветствовать на канале ИВМ - История Военных Машин!

Сегодня будет небольшой рассказ об истории одного из тяжелых крейсеров Кригсмарине, построенных в довоенное время -
"Адмирале Графе Шпее", одном из 3-х спущенных на воду кораблей типа "Дойчланд"
Корабли данного типа получили в британской прессе ироничное прозвище "карманный линкор"

Адмирал  Граф Шпее (фото из открытых источников)
Адмирал Граф Шпее (фото из открытых источников)

Причиной такого не очень приятного для военных Германии прозвища стали, по сути, последствия принятия Версальского Договора, в соответствии с которым немцы не имели право строить боевые корабли выше класса "броненосец"
Но, как говорится - если нельзя, но очень хочется, то можно.

По крайней мере для немцев не составило большого труда вкорячить в свои дредноуты 283мм орудия, когда Гитлер дал добро.
Для справки эти орудия использовались в основном на линкорах, которые могли превосходить по водоизмещению бронесносцы в несколько раз!

По задумке конструкторов эти корабли должны были уничтожать в бою любой тяжелый крейсер того времени и, в случае надобности, быть способными уйти от преследования линкоров.
И чтобы соответствовать заданным параметрам пришлось пожертвовать бронированием, которое не превышало 100мм в поясе корабля.

Итак "Адмирал Граф Шпее" был спущен на воду 30 июня 1934 года и в 1936 вошел в строй. Принимал участие в боевых действиях в гражданской войне в Испании, совершил несколько дальних походов, и хоть подошел к началу Второй Мировой Войны уже без статуса мощнейшего корабля флота, продолжал представлять из себя весьма грозную силу.
С началом войны наш герой, избегая обнаружения, смог добраться до Атлантики, где занимался рейдерством, потопив или захватив около 10 судов противника.
Конечно такие действия не могли долго оставаться безнаказанными и союзниками были организованы 8 тактических групп для противодействия рейдерам Германии.

Одна из таких групп и вышла 13 декабря 1939 года к заливу Ла-Плата, тем самым дав начало первому крупному морскому сражению 2-й Мировой.
В составе группы были : тяжелый крейсер "Эксетер" и 2 легких крейсера "Аякс" и "Ахиллес"

Эксетер (фото из открытых источников)
Эксетер (фото из открытых источников)
Ахиллес (фото из открытых источников)
Эксетер (фото из открытых источников)
Аякс (фото из открытых источников)
Эксетер (фото из открытых источников)

В ходе боя, продолжавшегося около 2 часов, "Адмирал Граф Шпее" по сути дал бой кораблям союзников, заставив выйти из боя практически потопленный Эксетер и сильно повредив оба легких крейсера.

Но встав на ремонт в порту Монтевидео, корабль получил вместо запрашиваемого 2-х недельного ремонта лишь 72 часа, в соответствии с нормами международного права.
И здесь большую роль в дальнейшей судьбе немецкого броненосца сыграют 2 вещи:
английская разведка, начавшая активно распространять информацию в порту о том, что выходы из залива перекрыты английской эскадрой и
тот факт, что собственный разведывательный гидросамолет "Арадо-196" был серьезно поврежден и взлететь, чтобы проверить эту информацию, не мог.

Все это вкупе приведет к решению капитана Ганса Лангсдорфа о затоплении корабля. Что было реализовано 17 декабря 1939 года путем подрыва пороховых погребов.

Адмирал Граф Шпее (фото из открытых источников)
Адмирал Граф Шпее (фото из открытых источников)

Благодарю за то, что дочитали до конца!
Если вам понравилось -
Подпишитесь на канал, отдельное спасибо за лайки и комментарии! До новых встреч!

Модель "Адмирал граф Шпее"можно заказать здесь -
КЛИК

Флагман без брони. История "карманного линкора" Гитлера