Бездорожные войны

15.05.2018

Как россияне борются с колдобинами и выбоинами

Житель Верхней Пышмы отсудил у властей больше 200 тыс. рублей за то, что повредил машину в дорожной яме. Несмотря на то что плохие дороги считаются одной из вечных проблем страны, бороться с ними у россиян все-таки получается. Новейшую историю этой борьбы составил портал iz.ru.

Как получить компенсацию

По статистике 2015 года, каждая пятая автоавария в России происходит из-за плохого состояния дорог. Добиться компенсации за такое ДТП — а одиночная авария тоже считается дорожно-транспортным происшествием — не так уж сложно. И хотя житель Верхней Пышмы получил по суду меньше, чем требовал, на 4 тыс. рублей,  компенсация покроет не только ремонт, но и услуги адвоката. Итак, чтобы получить деньги, нужно:

  • При аварии остаться на месте и вызвать полицию. Это может быть участковый вместо наряда ДПС, если ДТП произошло в городе.
  • Полицейский должен зарегистрировать в протоколе, что авария произошла из-за неровности на дороге. И отметить размеры ямы. Если яма глубже 5 см, это уже превышает ГОСТ. Нелишним будет и самостоятельно сфотографировать произошедшее.
  • После этого надо узнать в ГИБДД название организации, которая обслуживает злополучную дорогу, — бесхозных дорог в России нет. И в отношении этой организации подать в суд иск, приложив протокол инспектора и все чеки, в том числе за оценку ущерба автомобилю. Фото и видео тоже лишними не будут.

Об исходах таких разбирательств в пользу истцов российские СМИ сообщают регулярно. 218 796 рублей, которые получил житель Верхней Пышмы, — отнюдь не предел. Так, женщина, попавшая в яму на дороге в Тольятти, отсудила у мэрии почти 400 тыс. рублей. А житель Севастополя — почти полмиллиона.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Разбирательство по такому делу занимает до года, но в сумму иска можно включить дополнительную утрату товарной стоимости автомобиля, как это сделал житель Волгоградской области. Он получил от властей больше 340 тыс. рублей.

Россияне успешно борются с бездорожным беспределом не только после аварий. Находится немало желающих предотвратить опасные ситуации. И средства для этого выбирают самые странные.  

Город плохих дорог

Официального бренда Саратова пока нет. Есть несколько идей, в том числе предложенный в 2014 году Артемием Лебедевым «Люблю бывать в Саратове». Но на сайте городской администрации до сих пор собирают идеи для символа и логотипа города, надеясь, что в этот процесс вовлекутся «городские власти, инвесторы, архитекторы, писатели, художники и другие представители креативного класса».

Список присланных идей посмотреть негде, но, если судить по местным СМИ, среди них обязательно должен быть концепт «У нас очень плохие дороги». Новости о разломах, трещинах, провалах в городе и области публикуются почти ежедневно. В 2017 году Саратов с 202 км убитых дорог вошел в первую тройку антирейтингаПриволжского федерального округа, составленного «Общероссийским народным фронтом». Качество городских трасс оценил и премьер-министр Дмитрий Медведев, который в 2015 году прокатился по ним на автомобиле Mercedes. Сказал тогда, что «дороги, мягко говоря, плохие».

Художники и другие представители креативного класса не опускают руки и регулярно выступают с акциями против плохих дорог.

Весной 2017 года стилист Анна Москвичева сфотографировалась в красном купальнике с надувным фламинго в двух огромных лужах на дорогах. «Разрытые ямы возле подъезда напоминали уже какой-то бассейн, — говорила «Первому каналу» Анна. — У меня лежал запакованный розовый фламинго. Я решила, до лета не дождется, мы его сейчас распакуем».

Фотосессии Москвичевой опубликовали большинство федеральных изданий, девушку пригласили на телевидение. У нее даже появился подражатель: сразу после первой фотосессии мужчина поплавал в надувной лодке с удочкой в другой городской луже.

Медийный успех Москвичевой оказался скоротечным. На ее профиль в Instagram сейчас подписаны меньше 4 тыс. человек — ничтожная цифра по сравнению с топовыми блогерами куда менее яркой внешности и гражданской позиции. Однако цели своей стилист добилась. По ее словам, по крайней мере одну лужу после фотосессии дорожники закопали.

Фото: Николай Асафьев/Vk.com/64saratov
Фото: Николай Асафьев/Vk.com/64saratov

Два месяца спустя неизвестный горожанин засыпал несколько дорожных ям гипсовыми фигурками кошек и свиней. В городской администрации акцию оценили и оперативно заасфальтировали выбоины, подчеркнув, что находились они на проезде за домами. Чиновники тогда пообещали, что в скором будущем поводов для подобных инсталляций не будет.

Правда, уже в сентябре местный дизайнер Лиора Рубин опубликовала у себя в «ВКонтакте» фотографии с трубой, которая торчит из дорожной ямы. Трубу дизайнер украсила розовой тканью. «Может, заметнее станет, хоть не въедет никто в трубу, что вместо ограждения. И пусть будет по-девочковому розово и мило», — написала Лиора в подписи к фото. На следующий день яму засыпали щебнем.

Устраивали в Саратове, и успешно, уже классическую для борьбы с плохими дорогами акцию. В 2015 году на одном из перекрестков уличный художник нарисовал вокруг большой ямы портрет мужчины, похожего на губернатора Валерия Радаева. На месте рта у него был дорожный провал, а рядом художник подписал «Валера» и «Радаев, спасибо за Год дорог». Дыру коммунальщики тут же залатали, хотя на этом месте вскоре снова появился провал.

Пиар на дырах

Первый раз такое опробовали в Екатеринбурге в 2012 году. Тогда вокруг дырок и заплаток на дорогах нарисовали сразу три портрета, изображавших главу администрации города Александра Якоба, мэра Евгения Порунова и губернатора Евгения Куйвашева. Утром, когда об этом стало известно, источник в администрации главы региона рассказал журналистам, что губернатор планирует вечером погулять по Екатеринбургу и взглянуть на один из портретов.

Однако уже к вечеру коммунальщики портреты свели, а к утру следующего дня залатали колдобины. А в следующем году рекламное агентство «Восход» и редакция уральского сайта URA.ru, взявшие на себя ответственность за акцию, получили четыре золотых приза самого престижного в мире фестиваля рекламы «Каннские львы».

Карикатура на главу администрации Екатеринбурга Александра Якоба, частью которой стала яма на дорожном полотне, на одной из улиц города. Фото: ТАСС/Антон Буценко
Карикатура на главу администрации Екатеринбурга Александра Якоба, частью которой стала яма на дорожном полотне, на одной из улиц города. Фото: ТАСС/Антон Буценко

 Повторить успех и пропиариться на разбитых дорогах попыталась в мае 2016 года челябинская стоматологическая клиника. На свои деньги она вызвала бетономешалку и заделала глубокую дорожную колдобину. Работали лопатами люди в белых халатах, а на месте заплаты оставили флажок с контактами, подписав «Заделываем дыры». Насколько успешной была акция с точки зрения маркетинга, судить не приходится. Но это не единственный случай, когда граждане выполняли работу дорожных служб.

29 апреля жители Ярославля попытались привлечь внимание властей к удручающему состоянию одной из дорог, закрепив в ямах красные воздушные шары. А уже 30 апреля, не дождавшись реакции, несколько водителей сами засыпали одну из ям глубиной почти 20 см гравием. Реакция в соцсетях была не столь однозначно положительной, как на идею с шариками. Некоторые комментаторы отмечали, что платить налоги, а потом самостоятельно ремонтировать дороги не слишком здорово.

Надо отметить, что не все акции по борьбе с бездорожьем заканчиваются счастливо. В марте 2016 года омский таксист заперся в машине у здания мэрии и начал голодовку в знак протеста против ужасного состояния дорог. Протестующего позвали в мэрию на совещание, а потом показали ему, как в городе ведется ремонт дорог. Но он заявил журналистам, что это «просто пыль в глаза», и решил продолжать акцию. Тогда у здания мэрии появился знак, запрещающий остановку, с пометкой о работе эвакуатора.