Плавучий замок

06.04.2018

Как устроена повседневная жизнь на корабле размером с Empire State Building.

Самый большой в мире круизный лайнер совершил свой первый инаугурационный рейс. Symphony of the Seas вышел из Барселоны 31 марта и через шесть дней вернулся обратно, посетив за это время порты Неаполя и Рима. Как устроена повседневная жизнь в 18-этажном доме на воде, как работает бар без барменов, что делает в лифте пианист и кто съедает 60 тыс. десертов — читайте в материале портала iz.ru.

Быстрее, выше, сильнее

«Немного смешно звучит, когда мы говорим, что размер не имеет значения», — говорит Майкл Бейли, президент и гендиректор компании Royal Caribbean International, контролирующей 25% мирового круизного рынка. «Симфонию морей» (Symphony of the Seas), крупнейший на сегодняшний день круизный лайнер в мире, строили три года на французской судоверфи STX, которая, кстати, участвовала в строительстве предназначенных для России вертолетоносцев «Мистраль».

«Симфонию морей» (Symphony of the Seas), крупнейший на сегодняшний день круизный лайнер в мире, строили три года на французской судоверфи STX. Фото: Пресс-служба Royal Caribbean International
«Симфонию морей» (Symphony of the Seas), крупнейший на сегодняшний день круизный лайнер в мире, строили три года на французской судоверфи STX. Фото: Пресс-служба Royal Caribbean International

Длина судна — 362 м. Если представить, что его можно поставить носом на землю, лайнер будет высотой почти со 103-этажный Empire State Building. «Симфония морей» на 25% больше по размеру своей предшественницы из лайнеров класса Oasis «Гармонии морей» (Harmony of the Seas). Обещают, что и со следующим лайнером (планируется, что его спустят на воду в 2021–2025 годах) не изменят традиции — он будет еще больше. «Ну, знаете, 4 дюйма там, 4 дюйма здесь», — шутит Бейли. 

Когда идешь по Central Park на восьмой палубе, а над тобой еще десять, сложно поверить, что кругом только вода. То же чувство испытываешь, когда за считанные минуты поднимаешься на лифте с заполненной бутиками палубы на открытую площадку с несколькими бассейнами и площадкой для гольфа. Создав крупнейший круизный лайнер, компания решила не останавливаться на рекордах.

Если представить, что судно можно поставить носом на землю, лайнер будет высотой почти со 103-этажный Empire State Building. Фото: Пресс-служба Royal Caribbean International
Если представить, что судно можно поставить носом на землю, лайнер будет высотой почти со 103-этажный Empire State Building. Фото: Пресс-служба Royal Caribbean International

На «Симфонии морей» сделали горку с 10-этажный дом, тренажеры для обучения серфингу, скалодром и тарзанку, прокатившись на которой можно увидеть лайнер с высоты птичьего полета. Куда ни плюнь — найдется либо «самое большое», либо «единственное в своем роде».

Когда идешь по Central Park на восьмой палубе, а над тобой еще десять, сложно поверить, что кругом только вода. Фото: Пресс-служба Royal Caribbean International
Когда идешь по Central Park на восьмой палубе, а над тобой еще десять, сложно поверить, что кругом только вода. Фото: Пресс-служба Royal Caribbean International

Пианист в лифте и другие сюрпризы

«Симфония морей» соответственно размеру может принять рекордное число гостей — 5518, учитывая размещение в номерах на двоих. А на почти 6 тыс. пассажиров приходится 2,2 тыс. человек экипажа. На судне работают люди со всего мира, в том числе и россияне. Заказать коктейль у бармена-робота в Bionic Bar журналистам помогает девушка Эльмира — уроженка Уфы до того, как попасть в команду лайнера, работала стюардессой. 

Робот-бармен — одно из новшеств, которым гордится руководство компании. Одно касание пассажирской картой — и робот начинает плавно смешивать заказанный с помощью специального планшета коктейль. Когда напиток готов, на зеркальном экране отображается имя гостя.

А пока коктейль смешивается, из информации на электронной панели можно узнать, например, что самый популярный коктейль у аудитории около 80 лет — «Секс на пляже». 

Робот-бармен в Bionic Bar — одно из новшеств, которым гордится руководство компании. Фото: Пресс-служба Royal Caribbean International
Робот-бармен в Bionic Bar — одно из новшеств, которым гордится руководство компании. Фото: Пресс-служба Royal Caribbean International

Президент компании признается, что его любимая изюминка лайнера — лестница, имитирующая клавиши фортепиано и наигрывающая разные мелодии в зависимости от темпа ходьбы. На этом решили не останавливаться и посадили в один из лифтов… пианиста. Правда, так удивлять посетителей на «Симфонии морей», по-видимому, будут не каждый день. 

С юмором о главном, или русский злодей

Капитан «Симфонии морей» Роб Хэмстед рассказывает, что посещал стройку еще в ноябре, когда капитанского мостика не было и в помине. О «Симфонии» говорит с любовью, называя ее лучшей, непревзойденной и другими эпитетами превосходной степени. До этого Хэмстед управлял «Гармонией морей», к «Симфонии» нужно было привыкать заранее: новый лайнер превосходит предшественника не только по размерам и ассортименту развлечений, но и техническому оснащению. «Это как пять лет ездить на Mercedes Е-Класса одной модели, а потом пересесть на новую», — сравнивает капитан.

Капитан Роб Хэмстед о «Симфонии» говорит с любовью, называя ее лучшей, непревзойденной и другими эпитетами превосходной степени. Фото: Пресс-служба Royal Caribbean International
Капитан Роб Хэмстед о «Симфонии» говорит с любовью, называя ее лучшей, непревзойденной и другими эпитетами превосходной степени. Фото: Пресс-служба Royal Caribbean International

Он практически вырос вместе с компанией — начал работать в ней в 1999 году, когда было всего 10 лайнеров. Сейчас их уже четверть сотни.

Команда трудится по наработанному графику: работаешь четыре часа, отдыхаешь восемь. Но без выходных. Каждый член экипажа доступен 24 часа в сутки, в нештатной ситуации могут поднять на ноги десятки человек. В ходе испытаний, по словам Роба Хэмстеда, команда что только не вытворяла в море, чтобы испытать все возможности судна и знать, как оно поведет себя в той или иной ситуации. Например, при скорости в 15 узлов лайнер во время экстренной остановки пройдет еще 700 м. 

К теме безопасности на лайнере подошли одновременно скрупулезно и легко. Всех пассажиров собирают в зале, где рассказывают о мерах предосторожности, показывая ролик в стиле трейлера к голливудскому боевику. Девушке-шпионке нужно всех спасти, добыв чип и победив злодея (по традиции американских боевиков — русского). А в процессе разыгранной шпионской операции показывают, как работает пожарная сигнализация, как надевать спасательный жилет и где находятся шлюпки. Экипаж следит за тем, чтобы инструктаж прошли все до единого — сотрудники заходят в каждую каюту, а в преддверии показа раздается сигнал, который услышишь даже в наушниках.

60 тыс. десертов и тонна фри

Команда корабля ходит завтракать, обедать и ужинать вместе с пассажирами лайнера. Готовить на всех отдельно — самоубийство, рассказывают повара. Экипаж собрал жителей со всего мира, чем пользуются на кухне — прислушиваются к их замечаниям по поводу блюд своей национальной кухни. 

Фото: Пресс-служба Royal Caribbean International
Фото: Пресс-служба Royal Caribbean International

Кухни на лайнере — отдельный мир. Они распределены так, чтобы не мешали гостям и позволяли в кратчайшие сроки доставлять еду до ресторанов. Для тележек, которые перевозят блюда, есть строгий маршрут передвижений. Повара трудятся в режиме 24/7 нон-стоп. Еду подают только свежую, а потому стоит закончиться ужину, как сразу начинается подготовка завтрака. 70% продуктов, которые используются на лайнере, закупаются в Соединенных Штатах. Масштабы партий измеряются сотнями тонн, а сроки требуют серьезной подготовительной работы: к первой поездке в конце марта еду начали закупать уже в феврале. 

Фото: Пресс-служба Royal Caribbean International
Фото: Пресс-служба Royal Caribbean International

На шведском столе есть и традиционные американские куриные крылышки в соусе барбекю, и индийское карри из рыбы, и итальянские брускетты. Перед поездками меню пересматривают в зависимости от загрузки лайнера и состава туристов. Например, если на борту много американцев, готовят вдвое больше картошки фри, а если много детей — вписывают в план 60 тыс. десертов. 

Фото: Пресс-служба Royal Caribbean International
Фото: Пресс-служба Royal Caribbean International

Традиционный для постояльцев отелей шведский стол лишь малая часть того, что может предложить лайнер. На восьмой палубе в Central Park по франшизе работает итальянский ресторан Джейми Оливера, там же гостей ждут несколько баров с уютными столиками посреди парка, где собрано 12 тыс. видов растений.

На восьмой палубе в Central Park работает итальянский ресторан Джейми Оливера. Фото: Пресс-служба Royal Caribbean International
На восьмой палубе в Central Park работает итальянский ресторан Джейми Оливера. Фото: Пресс-служба Royal Caribbean International

У бассейнов можно отведать мексиканских закусок. Для любителей спортивных трансляций на пятой палубе, названной Boardwalk, работает спортбар по соседству с залом игровых автоматов. И там повара постарались учесть вкусы всех, включив в меню вегетарианские бургеры и блюда для детей.

Для любителей спортивных трансляций на пятой палубе работает спортбар по соседству с залом игровых автоматов. Фото: Пресс-служба Royal Caribbean International
Для любителей спортивных трансляций на пятой палубе работает спортбар по соседству с залом игровых автоматов. Фото: Пресс-служба Royal Caribbean International

Детям, правда, вряд ли захочется оставаться в спортбаре, когда через дорожку, прямо напротив карусели (да-да, на палубе есть еще и большая карусель, как в парке аттракционов) располагается Sugar Beach. Магазин, оформленный в конфетных нежных цветах, предлагает свыше 100 видов сладостей и мороженого — главное, не оставлять ребенку карточку.

Напротив карусели располагается Sugar Beach — магазин, оформленный в конфетных нежных цветах, предлагает свыше 100 видов сладостей и мороженого. Фото: Пресс-служба Royal Caribbean International
Напротив карусели располагается Sugar Beach — магазин, оформленный в конфетных нежных цветах, предлагает свыше 100 видов сладостей и мороженого. Фото: Пресс-служба Royal Caribbean International

Для любителей морепродуктов работают японский суши-ресторан на верхней палубе — Hooked Seafood — с устричным баром. Однако нужно помнить, что все дополнительные кулинарные изыски — за дополнительную плату.

На верхней палубе — Hooked Seafood с устричным баром. Фото: Пресс-служба Royal Caribbean International
На верхней палубе — Hooked Seafood с устричным баром. Фото: Пресс-служба Royal Caribbean International

Каток посреди океана и танцы в тишине

Спа-салон, тренажерный зал, казино и бассейны — этим на судах Royal Caribbean постоянных посетителей круизов уже не удивишь. Без новинок, и причем уникальных, как подчеркивают в компании, не обошлось. По словам вице-президента Royal Caribbean по развлечениям Ника Вейра, готовить программу начали за девять месяцев до первого путешествия. Для аудитории, которая отправляется в круизы регулярно, станет сюрпризом смена традиционной вечеринки 1970-х на вечеринку в стиле… 1980-х.

Это мелочи по сравнению с ледовым шоу «1977», поставленном специально для «Симфонии». Посреди лайнера оборудовали ледовую площадку, которая с помощью 3D-технологий превращается то в ночное небо, то в ледовый океан. Солисты шоу — российские фигуристы. 

Посреди лайнера оборудовали ледовую площадку, которая с помощью 3D-технологий превращается то в ночное небо, то в ледовый океан. Фото: Пресс-служба Royal Caribbean International
Посреди лайнера оборудовали ледовую площадку, которая с помощью 3D-технологий превращается то в ночное небо, то в ледовый океан. Фото: Пресс-служба Royal Caribbean International

Вкусы представителей старшего поколения, которое составляет основную часть пассажиров круизов, изучили уже вдоль и поперек. И решили не изменять традициям и включить в вечернюю программу мюзиклы — для «Симфонии морей» приобрели франшизу на культовый американский «Лак для волос». 

Постарались и для представителей поколения Y. Завлечь на лайнеры миллениалов — одна из главных задач компании на сегодняшний день. Это одна из причин, по которой она вкладывает колоссальные средства в развитие цифровых технологий. На «Симфонии» впервые опробовали новое мобильное приложение, которое упрощает поездку еще до заселения. С его помощью можно предварительно пройти регистрацию, записаться на процедуры в спа, свериться с расписанием мероприятий и отследить местоположение лайнера. В нем предусмотрен и свой мессенджер, чтобы пассажиры могли обойтись без Facebook. Ну и пару сюрпризов подготовили как раз в расчете на миллениалов — например, на 12-й палубе можно найти картину, при наведении камеры на которую можно увидеть происходящее на капитанском мостике.

Чтобы развлечь молодежь, на лайнере организовали лазертаг-баттл и даже квест, в котором команда должна решить все загадки подводной лодки. Разнообразить ночную жизнь решили с помощью бесшумной дискотеки. Выглядит это так: на танцполе полная тишина, все кругом — в наушниках. Со стороны довольно забавно, учитывая, что каждый движется в своем ритме под разную музыку.

Битва за планету Z на борту. Фото: Пресс-служба Royal Caribbean International
Битва за планету Z на борту. Фото: Пресс-служба Royal Caribbean International

То, что на круизах одни старики, распространенный стереотип, рассказывает президент круизного центра «Нептун» Валентин Елисеев. Больше всего молодежи собирается на круизах в Карибском бассейне: средний возраст пассажиров там составляет 40 лет. На европейских направлениях, конечно, он выше. «Но нужно понимать, что на лайнере вместимостью 5,5 тыс. человек даже 10% молодежи — это то же самое, что целый отель, забитый молодыми людьми», — отмечает собеседник портала iz.ru. 

Турция и Греция в одном флаконе

Помимо миллениалов компания активно работает над расширением рынка за счет китайских туристов. Это затрагивает и интересы России. Во Владивостокском морском порту на осень этого года запланировали дноуглубительные работы, что позволит принимать в том числе суда Royal Caribbean. А заход одного лайнера — это до 2,8 млн рублей заработка только за счет портовых сборов. 

Российских туристов едва ли назовешь частыми гостями круизов. Гендиректор Royal Caribbean Cruises в регионе Европа, Ближний Восток и Африка Джианни Ротондо заявлял, что пока на них приходится менее 1% от общего количества туристов. Однако их число стремительно растет, а потому компания рассматривает Россию как один из самых перспективных рынков. «В 2018 году мы ожидаем как минимум 15 тыс. российских туристов. В мировом масштабе, где объем 24 млн круизных пассажиров в год, это немного, но для России это настоящий прорыв», — подчеркивал Джианни Ротондо. 

Подавляющее большинство россиян покупают туры по Средиземноморью, отмечает президент круизного центра «Нептун» Валентин Елисеев. По его словам, в советские годы путешествия по воде были распространены и внутри страны. Сейчас же круизы попросту не воспринимаются как полноценный вид отдыха. «Есть определенные стереотипы, что лучший отдых — купить путевку и поехать на пляж, — объясняет Елисеев. — Люди просто не представляют, что можно отдохнуть совсем иначе. Получить и Турцию и Грецию в одном флаконе за одно путешествие».

Однако прогнозы у владельцев лайнера позитивные. Рассчитывая на рост потока российских туристов на турах по Средиземноморью, компания предусмотрительно наняла большое число русскоговорящего персонала, в том числе в детские центры.

На заметку

«Симфония морей» отправилась в первый шестидневный тур 31 марта — из Барселоны в Италию, где путешественники смогут посетить Неаполь и Рим. Всё лето «Симфония» будет плавать по Средиземноморью с отправной точкой в Барселоне — в Прованс, Флоренцию, Пальма-де-Майорку. А осенью крупнейший лайнер перейдет в Майами, откуда повезет туры по Восточным Карибам.

Фото: Пресс-служба Royal Caribbean International
Фото: Пресс-служба Royal Caribbean International

«Симфония морей» при необходимости будет модернизирована под пожелания посетителей, подчеркивает президент компании. Не исключено, что на лайнере появится еще один детский двухэтажный сьют, где ребенок прямо из кровати может спуститься на закрытой горке в игровую зону, а родители на лоджии могут расслабиться в джакузи. Пока это единичное предложение. И это лишь один из многих видов сьютов премиум-класса. Самый дешевый же номер на нижней палубе обойдется на неделю в $1,2–1,5 тыс. — цены нужно сверять из-за сезонных изменений.