6202 subscribers

«Покровские ворота»: факты о пьесе Леонида Зорина и её экранизации

7,2k full reads
8,6k story viewsUnique page visitors
7,2k read the story to the endThat's 84% of the total page views
4 minutes — average reading time

Знаменитый ностальгический телемюзикл Михаила Козакова знают все. Однако многие ли из смотревших картину знакомы с пьесой, которая положена в её основу?

Леонид Генрихович Зорин ушел от нас в 2020-м году в возрасте 95 лет. Он стартовал как провинциальный вундеркинд, получил всесоюзную известность благодаря статье Максима Горького и опубликовал поэтический сборник в возрасте 10 лет. На его счету за долгую творческую биографию накопилось пять десятков пьес и несколько томов прозы. Однако массовый советский читатель знает его прежде всего как автора блестящей элегической комедии «Покровские ворота».

«Покровские ворота»: факты о пьесе Леонида Зорина и её экранизации

В ней он отразил собственные воспоминания о жизни в московской коммунальной квартире 50-х годов. Окружение из возрастной интеллигенции, любовные страсти, которые кипели в этих тесных стенах, воспоминания о собственной юности — всё это переплавилось в пьесу, которая увидела свет в 1974 году.

«Покровские ворота»: факты о пьесе Леонида Зорина и её экранизации

Главный герой этой истории — Костя Ромин, в образе которого драматург вывел себя самого, в ту пору аспиранта Литинститута им. Горького. Между ним и героем пьесы «не существовало зазора», со слов самого автора. Также как и его герой автор приехал в Москву из «южного города» (Баку). Отличие лишь в образовании: Костик по пьесе — историк, а не драматург.

«Покровские ворота»: факты о пьесе Леонида Зорина и её экранизации

Интересный факт:

После успеха пьесы Константин Ромин стал сквозным персонажем для Зорина. Он появился во множестве его произведений в «Прощальном марше», «Избирательной кампании», «Хохловском переулке». При этом если Ромин из «Покровских ворот» выступает этаким исповедальным альтер эго автора, то с годами он отдаляется от образа создателя, а в романе «Старая рукопись» (1980) повзрослевший Ромин уже совершенно сепарировался от него и движется по жизни самостоятельно.

Итак, Костик образца 50-х обаятелен, остроумен, блестяще образован и красив. Он пользуется успехом у девушек, тогда как его соседи по коммуналке переживают на личном фронте мелкие и не очень драмы. Например, один из них разведен с женой (она уже живет с новым избранником в той же квартире), но ею при этом до сих пор на свободу «не отпущен».

«Покровские ворота»: факты о пьесе Леонида Зорина и её экранизации

И молодой человек вызывается помочь старшему товарищу избавиться от опеки бывшей жены и сблизиться с новой возлюбленной.

«Покровские ворота»: факты о пьесе Леонида Зорина и её экранизации

Пьесу почти сразу же разнесли как безыдейную, невозвышенную и сюжетно отсылающую к какому-то локальному анекдоту. Однако при всём этом ностальгическую ноту в этой истории уловили сразу же и приняли её в работу в Театре на Малой Бронной. Там её поставил Михаил Козаков. Ему лично оказались близки реалии послевоенной Москвы и быт коммуналок. Несмотря на плохую критику постановка регулярно включалась в театральную афишу и шла с неизменным зрительским успехом.

«Покровские ворота»: факты о пьесе Леонида Зорина и её экранизации
«Покровские ворота»: факты о пьесе Леонида Зорина и её экранизации

Уходя из театра, Козаков воспользовался правом запретить показ спектакля. Тут бы истории этой пьесы и полагалось закончиться. Однако каким-то чудом режиссеру предложили переложить спекталь в сценарий для кино.

«Покровские ворота»: факты о пьесе Леонида Зорина и её экранизации

Худрук Экспериментального объединения комедийных и музыкальных фильмов «Мосфильма» Георгий Данелия не отнесся к этой идее с восторгом. Пьеса, состоящая из плотных диалогов, в формате двухчасового фильма просто растеряла бы свою прелесть и атмосферу. Тогда и родилось соломоново решение сделать из сюжета минисериал для телевидения.

«Покровские ворота»: факты о пьесе Леонида Зорина и её экранизации

И начинавшаяся как потенциальный провал режиссера-дебютанта, история стала его общесоюзным триумфом. Сценарий показали Леониду Зорину, также его познакомили с исполнителем главной роли, от чего драматург пришел в полнейший восторг. Зоринские поправки вошли в итоговый вариант, так что в титрах к фильму он значился уже как полноправный автор сценария.

«Покровские ворота»: факты о пьесе Леонида Зорина и её экранизации

Ключевым для успеха картины стал выбор актеров. Тут Козаков, который вообще-то не любил долгие кастинги, был вынужден отсмотреть аж 19 актеров на роль Костика пока ему на глаза не попался студент театрального института Олег Меньшиков. Он идеально подошел на роль «шпаликовского мальчика середины пятидесятых», поскольку буквально искрился энергетикой молодости и оптимизма.

Еще одна коллизия приключилась с подбором актера на роль куплетиста Аркадия Варламовича Велюрова. В оригинальной постановке Театра на Малой Бронной его с большим успехом исполнял актер Григорий Лямпе.

«Покровские ворота»: факты о пьесе Леонида Зорина и её экранизации
«Покровские ворота»: факты о пьесе Леонида Зорина и её экранизации

Но для успеха телефильма требовалось более узнаваемое лицо, так что роль была предложена артисту Леониду Броневому (и стала в итоге для него визитной карточкой — наравне с культовым образом Мюллера в более ранних «Семнадцами мгновениях весны»).

«Покровские ворота»: факты о пьесе Леонида Зорина и её экранизации

Режиссер впоследствии очень переживал о вынужденном предательстве старого друга, но фильму такая замена определенно пошла на пользу.

Еще один интересный факт: звездный состав актеров в картине должен был стать еще шире — на роли в «брачном треугольнике» рассматривались два варианта. В одном были Андрей Миронов, Наталья Гундарева и Евгений Лазарев. Именно на нем настаивал худсовет. Второй вы прекрасно знаете и его продвигал Михаил Козаков.

Волевым решением директора «Мосфильма» окончательный выбор актеров-исполнителей был оставлен за режиссером. И это, надо признать, было правильно. Ведь аутентичная атмосфера коммуналки в пьесе Зорина — это множество незнакомых зрителю лиц + одна звезда (Леонид Броневой).

«Рисунки на песке», Михаил Козаков

«Третий звонок», Михаил Козаков

Михаил Козаков: «Ниоткуда с любовью...»

Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал, если хотите получать больше материалов на близкие темы в свою Яндекс-ленту!