Топ-14 литературных антигероев (первая часть)

Мы подготовили для вас текст о литературных злодеях, лишь по какому-то недоразумению выступающих на стороне добра (или меньшего зла).

Но сначала несколько слов о терминологии. Пожалуйста, не стоит путать антигероев с антагонистами (злодеями)!

Антигерой — это персонаж либо напрочь лишенный типичных героических черт, либо обладающий чертами злодея, но выступающий в качестве протагониста (главного лица в истории), из-за чего нам, хочешь не хочешь, приходится ему сопереживать.

Мы рискнули расположить пункты нашего рейтинга в порядке возрастания их крутизны. Однако вполне возможно в комментариях вы захотите дополнить список или аргументировать, почему тех или иных персонажей надо поменять местами.

Также обратите внимание, что мы не включили в рейтинг антигероев из комиксов / графическим романов — для них мы как-нибудь предложим отдельный топ.

Итак, приступим.

#14. Братец Кролик («Сказки дядюшки Римуса»)

Один из самых древних образов антигероя — это плуты-трикстеры. И одним из наиболее архетипичных сказочных жульбанов в англоязычной прозе, вне всякого сомнения, является герой негритянских сказок Джоэля Харриса.

С моральной стороной у животного определенно не все так просто. Вспомните, например, как хамски он стал дубасить смоляное чучелко, когда то всего лишь не ответило на его приветствие.

Это эпичный врун и воришка. Его главное развлечение — жестоко подставлять Братца Лиса. А ни в чем не виновному Братцу Опоссуму происки ушастого маслолюба и вовсе стоили жизни.

#13. Синдбад-мореход

Для тех, кто знаком с этим персонажем по кино и мультипликационным воплощениям, станет сюрпризом факт, что в первоисточнике («Тысяче и одной ночи») этот «Одиссей восточных сказок» выведен отнюдь не юным благородным искателем приключений, а торговцем средних лет с весьма неоднозначной моралью.

Например, никого из друзей настоящий литературный Синдбад никогда не спасает и даже не пытается. В очередной раз оказавшись перед лицом опасности, он лишь хнычет, что такая смерть слишком дурна, а предпринимать что-либо начинает когда погибнут все остальные.

Вот другой крайне показательный пример. Синдбад встречает калеку, которому (редчайший случай!) решает помочь. Какова при этом его мотивация? «Помогу-ка немому старику, может, мне за это будет какая-то награда».

Наградой стало то, что старик его несколько месяцев заставлял таскать на себе, при малейшем неподчинении принимаясь душить ногами.

Что было дальше. Напоив негодяя вином и избавившись от него, наш антигерой... размозжил инвалиду голову, хотя тот больше не был ему опасен.

Можно было бы предположить, что причина такого поступка в импульсивности героя или, так скажем, в обостренном чувстве справедливости. Но нет: «Я испугался, что старик проснётся и станет меня обижать!» Это, на секундочку, про калеку, который и ходить-то сам не мог! Такой вот негероический герой.

#12. Джейме Ланнистер

Практикующий инцест цареубийца, несостоявшийся детоубийца и беспринципный негодяй по ходу саги Дж. Мартина эволюционирует в вызывающего сочувствие персонажа, способного на добрые поступки и непоказное благородство. На момент написания статьи он еще жив и нам всем интересно, чем закончится его история.

11#. Филипп «Лис» Коренев (цикл «Антикиллер»)

Отсидевший за убийство подозреваемого майор милиции из романов Данила Корецкого не останавливается перед необходимостью нарушить закон, когда того требует справедливость. Выстрелить из укрытия в бандита, чтобы спровоцировать взаимоистребление двух пришедших на «стрелку» ОПГ? Легко! Классический антигерой.

10#. Гамлет

В скандинавском (а не шекспировском) первоисточнике принц Амлед стал свидетелем убийства своего отца и брата, коварно притворился сумасшедшим, чтобы враги заодно не убрали и его. После чего, дождавшись когда те потеряют бдительность, исподтишка перебил их и унаследовал трон (смотрите экранизацию датской саги с юным Кристофером Бэйлом в главной роли).

Кадр из фильма «Принц Ютландии» (реж. Габриэль Аксель, 1994)
Кадр из фильма «Принц Ютландии» (реж. Габриэль Аксель, 1994)

В блестящей переделке английского классика все это сильно сглажено, но персонаж все равно выглядит далеким от эталона классического героя — мужчина средних лет, тучный и одышливый, страдает от депрессии, подумывает о самоубийстве, высмеивает и ни в грош не ставит свою подружку Офелию, влюбленную в него по уши.

Наконец, он убивает (хоть и нечаянно) ее отца, с досады глумясь над трупом, и, наконец, подставляет двух своих недалеких друзей под топор палача. Сомневаемся, что вы когда-либо смотрели на знакомого со школы персонажа под таким углом.

9#. Стальная крыса

Ловкий мошенник, грабитель банков и специалист по диверсиям Джеймс Боливар Ди Гриз по прозвищу «Скользкий Джимм» из научно-фантастических романов Гарри Гаррисона тоже наш клиент.

При всем сказанном он часто выступает на стороне «хороших парней», а еще у него есть своя мораль: он сожалеет об убийствах, но никогда — о кражах.

8#. Остап Бендер

«Великий комбинатор» из книг Ильи Ильфа и Евгения Петрова представляет собой классический образец плута. Он побывал в тюрьме (вероятно, за контрабанду), выйдя из которой, стал чтить только что принятый Уголовный кодекс СССР (1922 г), что выражается в зарабатывании на жизнь способами, под этот самый УК не подпадающими.



Кадры из фильмов "12 стульев"  режиссера Леонида Гайдая (1971), "12 стульев" (реж. Марк Захаров, 1976) и "Золотой телёнок" (реж. Михаил Швейцер, 1968)
Кадры из фильмов "12 стульев" режиссера Леонида Гайдая (1971), "12 стульев" (реж. Марк Захаров, 1976) и "Золотой телёнок" (реж. Михаил Швейцер, 1968)

Естественно, Бендер преступник и саркастический циник, ищущий во всем выгоду для себя. При всем этом у него золотое сердце, он смел, изобретателен (способен, например, за одну ночь сочинить сценарий фильма и продать его кинофабрике), не причиняет зла без необходимости и заботится о своих непутевых компаньонах, время от времени вытаскивая их из затруднительных ситуаций.

Продолжение следует.