Джаз.Ру
11 184 subscribers

105 лет джаза на грампластинках. Original Dixieland Jass Band

389 full reads

Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»

26 февраля 2017 года в мире отмечали  столетие джазовой грамзаписи. А для 26 февраля 2022 это означает, что 105 лет назад в этот день была записана самая первая грампластинка, на которой звучала игра джазовых музыкантов.

Дата, конечно, условная. В этот день 105 лет назад пластинка была только записана, вышла она позже — 7 марта 1917. Мало того, ранние джазовые музыканты — афроамериканский квартет Versatile Four (банджо, мандолина, фортепиано и ударные) — записывались на пластинку в пригороде Лондона ещё в феврале 1916 г., но их запись вышла только в Британии и почти не получила распространения. Известная джазовая легенда гласит также, что прославленного нью-орлеанского трубача Фредди Кеппарда приглашали записаться в 1915-м, но он отказался: он считал, что другие музыканты смогут, послушав пластинку, «украсть его музыку». Поэтому мы считаем первой джазовой пластинкой именно записанную 26 февраля 1917 и выпущенную 7 марта того же года пластинку фирмы Victor с каталожным номером 18255.

Victor 18255-B
Victor 18255-B

На стороне В был записан «новелти» — номер, вызывавший интерес чем-то «новеньким», удивляющим публику. В данном случае в пьесе «Livery Stable Blues» элементов novelty было сразу три. Во-первых, и у публики это вызывало огромный восторг, три духовых инструмента — кларнет, труба (точнее, ещё не современная труба, а старомодный корнет) и тромбон — трижды за три минуты звучания этой стороны пластинки изображали «звуки извозчичьего двора»: голоса, соответственно, петуха, лошади и осла. Во-вторых, музыканты были родом из Нью-Орлеана и умели, хотя и не импровизируя, а только слегка варьируя мотив, играть нечто похожее на новейшую модную музыку с юга США — джаз. Они владели основой раннего джазового стиля — блюзовой формой. И в-третьих, они удачно имитировали звучания чёрных джазовых ансамблей, при этом не слишком далеко выходя за пределы более привычных белому большинству танцевально-водевильных звучаний.
На первой стороне пластинки был записан ещё один танцевальный номер под названием «
Dixie Jass One-Step», впоследствии вошедший в репертуар многих ансамблей традиционного джаза под названием «Original Dixieland One-Step». Впрочем, он не достиг в США популярности обратной стороны пластинки. Это тот нечастый случай, когда хитом стала именно сторона В, а не А.

1918, рекламная открытка Original Dixieland Jazz Band: слева направо — Tony Sbarbaro, Daddy Edwards, Nick LaRocca, Larry Shields, Henry Ragas
1918, рекламная открытка Original Dixieland Jazz Band: слева направо — Tony Sbarbaro, Daddy Edwards, Nick LaRocca, Larry Shields, Henry Ragas

Пластинку записали музыканты квинтета под громким названием Original Dixieland ‘Jass’ Band, то есть «Настоящий «джасс»-ансамбль из Южных Штатов». Запись была сделана в Нью-Йорке, на 12 этаже здания компании Victor Talking Machine по адресу Западная 38-я улица, дом 46, а постоянной работой ансамбля были выступления в Reisenweber’s Café, модном ресторане на 8-й авеню близ Коламбус-Сёркл. Кстати, это примерно то место на карте Нью-Йорка, где сейчас находится здание организации «Джаз в Линкольн-Центре»!

Странный, но общепризнанный факт: первую джазовую пластинку записали не афроамериканцы, а белые музыканты, молодые (от 20 до 28 лет) выходцы из Нью-Орлеана. Справедливости ради отметим, что они были не совсем «настоящие» белые, то есть не англосаксы, а стоявшие чуть ниже по социальной лестнице (но значительно выше афроамериканского меньшинства) американцы итальянского и кельтского происхождения. Барабанщик Тони Сбарбаро был из семьи переселенцев с Сицилии, и для удобства англоговорящей аудитории он часто писал свою фамилию как Спарго. С Сицилии были родом и родители трубача (точнее, корнетиста) Ника ЛаРокка. Пианист Генри Рагас, кларнетист Ларри Шилдс и тромбонист Эдвин «Папаша» Эдвардс были ирландского и уэльского происхождения.

Генри Рагас, Ларри Шилдс, Папаша Эдвардс, Ник ЛаРокка и Тони Спарго
Генри Рагас, Ларри Шилдс, Папаша Эдвардс, Ник ЛаРокка и Тони Спарго

Самым известным среди них впоследствии стал Ник ЛаРокка — увы, не только по чисто музыкальным показателям: он «прославился» довольно резкими расистскими заявлениями, отрицал роль афроамериканцев в истории джаза, да и вообще приписывал создание джаза как вида музыки лично себе.

Nick LaRocca (1891-1961). Фотография 1950-х гг.
Nick LaRocca (1891-1961). Фотография 1950-х гг.

Члены ODJB, как считается, владели джазовой стилистикой довольно приблизительно — они вообще-то начинали в духовых оркестрах, в том числе в марширующем оркестре «Папы Джека» Лэйна, который не слишком строго соблюдал правила расовой сегрегации. В его марширующем бэнде белые и не вполне белые (итальянского, латиноамериканского, ближневосточного происхождения) американцы имели возможность играть с не вполне чёрными афроамериканцами — такими, кого довольно светлый оттенок кожи позволял выдать за кубинцев или пуэрториканцев. Оркестр Папы Джека играл модные мелодии регтайма в маршевом ритме, но как такового джаза в его репертуаре ещё не было.

Попав в Чикаго с гастрольным ансамблем нью-орлеанского барабанщика Джонни Стайна, молодые выходцы из города на Миссисипи обнаружили, что на Севере в воздухе витает интерес к новым ритмам с Юга. Им хотелось на волне это начинающейся общенациональной популярности музыки «джасс» или «джаз» воспользоваться модными звучаниями и попасть на работу в дорогие рестораны, так что они, вместо возвращения в Нью-Орлеан после гастролей, создали собственный ансамбль — и это желание исполнилось. В историю ансамбль вошёл под своим окончательным названием, которое фиксируется с конца 1917 г.  —  Original Dixieland Jazz Band. Он просуществовал с 1916 по 1925 г., неоднократно меняя состав, а в 1930-е остававшиеся в живых участники его первых составов предпринимали на волне оживления интереса к ранней истории джаза попытки восстановления группы для разовых выступлений.

На басовом барабане написано уже Original Dixieland Jazz Band, то есть фото не ранее конца 1917 г.
На басовом барабане написано уже Original Dixieland Jazz Band, то есть фото не ранее конца 1917 г.

Слушаем ту самую первую пластинку с записью темы «Livery Stable Blues», распроданную в те годы, как считается, тиражом не менее одного миллиона экземпляров. И делаем в уме поправку на то, что до первой коммерчески выпущенной записи подлинно джазового афроамериканского джазового ансамбля — King Oliver and his Creole Jazz Band — оставалось ещё почти шесть лет…

В год 100-летия первой джазовой пластинки получила распространение уникальная звуковая киносъёмка, сделанная в 1936 г. для киножурнала новостей: такие подборки новостных роликов показывали в кинотеатрах перед основным фильмом до распространения телевидения. В этом сюжете воссоединившиеся участники  Original Dixieland Jazz Band, которым было уже 45-50 лет (только пианист Рагас, умерший во время эпидемии гриппа-«испанки» 1919 г., был заменён их земляком по имени Джей Расселл Робинсон), изображают процесс «механической» звукозаписи перед раструбом механического записывающего устройства. В то время электрический процесс звукозаписи уже повсеместно вытеснил старую технологию, но для киносъёмки «воссоздания подлинных событий» кинодокументалисты 30-х тщательно восстановили вид и устройство звукозаписывающей студии 1917 года, когда съёмка со звуком была ещё почти невозможна: ведь надёжную систему звукового кино запустили в обиход только в 1927 г.

Интересно? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!