Альбомы русского джаза. Группа «Паромщик Люда»: «Быть, а не казаться»

9 July
обложка альбома
обложка альбома

Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»

Esse Quam Videri — выражение из классической латыни, встречающееся в текстах Цицерона и других римских авторов. По-русски это «Быть, а не казаться». В США, где каждый штат имеет свой латинский геральдический девиз, эти слова поместил на свою Большую государственную печать штат Северная Каролина. Кроме того, «Быть, а не казаться» — девиз музыкального колледжа Бёркли в Бостоне, одного из старейших и самых известных в мире джазовых учебных заведений в мире.

Именно в Бёркли учился тенор-саксофонист Олег Остапчук, появившийся на большой российской джазовой сцене ещё в первой половине 2000-х, когда приехал учиться в Российской Академии им. Гнесиных после Архангельского музыкального училища. Окончив Гнесинку, где Олег занимался у самого Профессора Осейчука, молодой саксофонист получил грант на обучение в колледже Бёркли, где прошёл четырёхлетний курс.

«Паромщик Люда», 2010: Александр Папий, Николай Сидоренко, Константин Куликов, Олег Остапчук (фото автора)
«Паромщик Люда», 2010: Александр Папий, Николай Сидоренко, Константин Куликов, Олег Остапчук (фото автора)

После Бёркли музыкант вернулся в Россию, и вот тут начинается история коллектива, который в те годы — 2010-2011 — активно выступал и в Москве, и по всей России. В то время на афишах он назывался «Паромщик Люда Band». Название крайне странное, если не знать, что очень многим в России, включая кое-кого из участников коллектива, в тексте поп-песни «Паромщик» в исполнении Аллы Пугачёвой (1986) в детстве многим вместо «Надежду дарит на заре паромщик людям» слышалось «Надежду дарит на заре паромщик Люда».

«Паромщик Люда» на концерте в Архангельске, 2011
«Паромщик Люда» на концерте в Архангельске, 2011

Собственно, выпущенный в 2020 году независимым продюсерским центром Velvet Music альбом под латинским названием «Esse Quam Videri» и представляет собой студийную фиксацию концертной программы коллектива «Паромщик Люда», которая звучала в 2010-2011 годах. Запись как раз тогда и была сделана: в 2011 её выполнил на студии Stas Records звукоинженер Илья Лукашёв. Но затем проект был поставлен на паузу на восемь лет, и только в 2019 на студии LateNightStudio записанный материал свёл Лев Трофимов, а мастеринг выполнил на своей студии в Лос-Анджелесе прославленный звукорежиссёр мастеринга, девять работ которого получили премию «Грэмми» (а ещё 30 были номинированы на самую престижную награду в звукозаписи) — Дейв Коллинз. На обложке 2020 года название коллектива обрело форму совсем уж эзотерического словосочетания Paromschik Luda.

Николай Сидоренко, 2010 (фото автора)
Николай Сидоренко, 2010 (фото автора)

Музыку для четырёх из пяти треков альбома написал клавишник и пианист ансамбля, выпускник Гнесинки, лауреат конкурса молодых исполнителей в Монтрё 2010 г. пианист Николай Сидоренко. Он и был инициатором создания группы — вместе с бас-гитаристом Артёмом Тильдиковым, в соавторстве с которым написана музыка одного из этих четырёх треков. Материал ещё для одного трека написал Олег Остапчук, которого в буклете альбома музыканты называют «идейным вдохновителем» ансамбля: это единственная на альбоме последовательно лирическая композиция, которая называется попросту «Баллада».

2010: Николай Сидоренко, Олег Остапчук, Константин Куликов (фото автора)
2010: Николай Сидоренко, Олег Остапчук, Константин Куликов (фото автора)

Остапчук был не единственным выходцем из Архангельска в проекте «Паромщик Люда»: на гитаре в этом коллективе играл экспрессивный и искушённый Александр Папий, как и Олег — выпускник Архангельского училища и Академии им. Гнесиных. В Архангельском училище учился и трубач Константин Куликов. Как и другие участники коллектива, это крепкий, с давними корнями в современном электрифицированном джазе студийный и концертный инструменталист, работавший со многими российскими звёздами последних полутора десятилетий — от группы Zventa Sventana до Земфиры; вместе с Олегом Остапчуком и Артёмом Тильдиковым он в последние годы работает в гастрольном составе украинско-российской поп-певицы Ёлки.

2010. Александр Папий, Константин Куликов (фото автора)
2010. Александр Папий, Константин Куликов (фото автора)

На этом месте пазл начинает складываться уже в трёхмерную картинку: сводивший альбом проекта «Паромщик Люда» Лев Трофимов играет у Ёлки на клавишных, а выпустивший эту работу продюсерский центр Velvet Music — компания, для которой Ёлка с 2010 года является одним из основных коммерческих проектов. При этом, хотя альбом вышел в 2020, он отражает реальность 2011 года, когда группа молодых профессионалов, объединённых качественной джазовой подготовкой и опытом игры в известных поп-коллективах, подготовила и показывала на различных сценах умную, сложную, но крайне энергичную авторскую фьюжн-программу. С тех пор логика работы в успешных поп-коллективах — Остапчук, Тильдиков и Куликов у Ёлки, Тильдиков также у Земфиры и в группе Therr Maitz, барабанщик Алексей Кравцов (ещё один выпускник Гнесинки!) у Леонида Агутина — заставляла участников проекта реже играть вместе с авторской программой.

«Паромщик Люда» в студии, 2011: Алексей Кравцов, Александр Папий, Николай Сидоренко
«Паромщик Люда» в студии, 2011: Алексей Кравцов, Александр Папий, Николай Сидоренко

Ещё одно соединение пазла: барабанщик Кравцов играет также и на дебютном альбоме Николая Сидоренко «Тройка» (ArtBeat Music, 2014). Первым треком на том альбоме шла авторская пьеса Сидоренко «Абхазия». На альбоме проекта «Паромщик Люда» она идёт второй. Но это не новая версия старой пьесы: поскольку шестилетней давности альбом Сидоренко был записан через три года после альбома «Паромщика Люды», произошло наоборот — сложную многочастную вещь для обширного электрического фьюжн-состава Николай переработал для малого состава, но эта переработка оказалась выпущена раньше более ранней записи!

В общем, мы имеем дело с интересным звуковым документом. Он отражает сложный клубок влияний и устремлений группы российских музыкантов, которые пришли на джазовую и фьюжн-сцену в середине 2000-х. Полтора десятилетия спустя они среди тех, кто составляет профессиональный костяк российской сцены популярной музыки — и при этом не забывают своей джазовой юности и не теряют увлечённости тем материалом, который писали в молодости, набравшись джазового ума-разума у самых прогрессивных наставников в Америке и России. И материал этот действительно жив, увлекателен и актуален и по сей день.

Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!