Альбомы русского джаза. LRK Trio (Лебедев, Ревнюк, Кравцов) и «Мгновение памяти»

31 October 2020
171 full read
2,5 min.
404 story viewsUnique page visitors
171 read the story to the endThat's 42% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»

30 октября 2020 у российского джазового коллектива LRK Trio вышел уже четвёртый по счету студийный альбом «Memory Moment». Как и два предыдущих, «If You Have a Dream» (2017) и «Urban Dreamer» (2018), его выпустила для всемирного рынка норвежская компания звукозаписи Losen Records. На рынке России и СНГ альбом представляет лейбл Butman Music Records.

обложка альбома
обложка альбома
обложка альбома

Трио, в которое входят пианист Евгений Лебедев, басист Антон Ревнюк и барабанщик Игнат Кравцов, на международной джазовой сцене уже пять лет — если включать в их дискографию альбом 2015 года «Open Strings»: «Джаз.Ру» при появлении той работы высоко оценил её, но задним числом видно, что формирование концепции трио ещё не было завершено — ведь на обложке дебютного альбома стояли имена только Лебедева и Ревнюка, хотя Кравцов в записи уже участвовал. Под названием LRK Trio, хорошо приспособленном для мирового рынка (мало кто за пределами российского культурного пространства способен выговорить «Lebedev-Revnyuk-Kravtsov» и уж тем более запомнить это сочетание звуков), они с 2017 года начали мощную международную экспансию, в ходе которой одними из первых базирующихся в России джазовых ансамблей стали регулярно выпускать записи на солидном европейском лейбле с мощной международной дистрибьюцией и активно гастролировать по Европе, Японии и США. В общем, если у России есть сейчас узнаваемый джазовый экспорт — а он в последние годы, конечно, есть — то LRK Trio находятся на острие этого направления.

Антон Ревнюк, Евгений Лебедев, Игнат Кравцов
Антон Ревнюк, Евгений Лебедев, Игнат Кравцов
Антон Ревнюк, Евгений Лебедев, Игнат Кравцов

Новый релиз ансамбля стилистически продолжает поиски, начатые ещё на «Open Strings». И за пять лет направление этих поисков не изменилось, но уточнилось и усложнилось. Стало меньше интонаций русской песни, но общий русский мелодический колорит никуда не ушёл — в конце концов, именно он определяет стилистическое своеобразие LRK Trio, причём это не колорит частушки, но общая «благородная» линия русской музыки — мелодическая линия, условно говоря, Глинка — Мусоргский — Чайковский — Рахманинов (а впрочем, временами, скорее, Прокофьев). Стало больше урбанизма, программности, больше электронных звучаний и современных ритмических решений. Электрическая бас-гитара звучит пусть и не так часто, как контрабас, но явно завоёвывает себе новые пространства — и тем убедительнее слышно, что Антон Ревнюк по-прежнему один из немногих басистов на российской (и не только российской) сцене, кто владеет обеими разновидностями инструмента в совершенстве, с полным знанием особенностей каждого, не пытаясь приспосабливать умения электробасиста к акустическому контрабасу и наоборот. Вообще роль Ревнюка в этом альбоме весьма велика, и не только благодаря его композиторскому вкладу и соло в развёрнутых композициях трио.

Антон Ревнюк и Игнат Кравцов
Антон Ревнюк и Игнат Кравцов
Антон Ревнюк и Игнат Кравцов

Три его сольные прелюдии на акустическом контрабасе, в соответствии с логикой «начал программирования» названные «If», «To» и «Return» (не хватает, кажется, только «Then» на второй позиции), выступают в роли своего рода звуковых якорей всего альбома, если рассматривать его не просто как сумму треков, но как именно альбом, выстроенный по законам композиции крупной формы. Причём крупной формы, в которую встроена ещё одна крупная форма: альбом открывается эпического масштаба четырёхчастной сюитой «Утро / Долгий день / Вечер / Бег», в третьей части которой (выбранной ансамблем для публикации в виде сингла, предваряющего релиз альбома) звучит яркое соло Ревнюка на бас-гитаре.

Что касается электричества в целом, то в новом альбоме заметно выросла роль синтезаторов — и надо отметить, что Евгений Лебедев явно глубоко изучил современные тенденции и использует не только синтезаторные «пэды» (гармоническое заполнение) и одноголосные соло, но и гораздо более сложные структуры — автоматизированные аккордовые арпеджио, полифонические построения, многослойные, почти симфонические звуковые конструкции, причём зачастую со вплетённым в них тембром акустического рояля, который остаётся его «главным калибром».

Евгений Лебедев (фото © Василий Мищенко)
Евгений Лебедев (фото © Василий Мищенко)
Евгений Лебедев (фото © Василий Мищенко)

Именно роялю он чаще всего поручает изложение и развитие темы, и благодаря сочетанию звучания классического рояля, опоры на ровные 16-е длительности в партиях ударных и ярко синкопированные акценты в совместном построении гармонической ткани роялем и контрабасом временами возникает ощущение стилистической близости к скандинавским «пауэр-трио» начала 2000-х.

Что ж, сложно отрицать влияние направления, самым популярным представителем которого был покойный Эсбьорн Свенссон, на всю европейскую сцену последних двух десятилетий. Но вот уж чего нет в новом альбоме, так это подражания: музыка трио глубоко оригинальна и при этом сохраняет узнаваемо русский колорит. Символично, что в самой «русской» по колориту пьесе, единственном треке с однозначно русским названием («Petrushka»), самое отчаянно-русское, на разрыв рубахи на груди, соло играет единственный на всём альбоме приглашённый солист — и это польский саксофонист Гжех Пиотровский, в составе оркестра которого Лебедев, Ревнюк и Кравцов выступали как ритм-секция два года назад в шоукейсах европейского джаза на форуме Jazzahead! в Бремене.

Пожалуй, это на сегодняшний день самая композиционно сложная, самая зрелая и при этом наиболее доступная неспециализированной аудитории работа московского трио. По многоплановости, тембровому и ритмическому разнообразию звучания граничащая с современным прог-роком, работа эта тем не менее остаётся на джазовой стороне — вот только это никоим образом не джазовый мэйнстрим, это современный полистилистический джаз; причём, во-первых, это всемирная музыка двадцать первого века, а во-вторых — музыка безусловно российская по происхождению. Противоречие? Ничуть. Глобальность этой музыки определяется её укоренённостью в национальной культуре. Оторвись от корней — быть может, выиграешь в сиюминутном успехе, но в перспективе лет и десятилетий останешься в утекающем потоке безликого конвейерного производства. Но «чтобы стоять», и стоять прочно, имея возможность привлекать слушателей и год, и десять лет спустя, заметно выделяться в мировом культурном ландшафте — по меткому выражению поэта, нужно «держаться корней». На своём новом альбоме LRK Trio делает это как нельзя лучше.
СЛУШАЕМ ВЕСЬ АЛЬБОМ:

Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!