Джаз.Ру
6239 subscribers

Анализируем альбом. Жаркий электрический аналог: Mahavishnu Orchestra «Birds Of Fire»

485 full reads
664 story viewsUnique page visitors
485 read the story to the endThat's 73% of the total page views
1 minute — average reading time

Mahavishnu Orchestra «Birds Of Fire»
Columbia/Legacy, 2000
40:31

CD-переиздание 2000 г.
CD-переиздание 2000 г.

Кирилл Мошков, «Джаз.Ру» (в основе — рецензия для Stereo&Video, 2000)

Переиздание прошедшей 20-битный ремастеринг классической работы группы британского гитариста Джона Маклафлина: запись была сделана в августе 1972-го и вышла в январе 1973-го, став последней студийной работой первоначального состава группы, просуществовавшего с 1971 по 1973. Классический джаз-рок на пике своей славы и в одном из своих пиковых творческих проявлений, в удивительной гармонии обеих своих стилистических составляющих, сыгранный с огромным мастерством и массой новаторских находок, звучащих остро и свежо даже через 28 лет после записи — таков этот альбом. От ревущей от переизбытка энергии «Miles Beyound» (посвящёние Маклафлина выведшему его «в люди» Майлзу Дэйвису) — до изящной акустической баллады «Thousand Island Park», от протяженной эпической саги «One Word» до двадцатисекундной абстракции «Sapphire Bullets Of Pure Love» — стилистический и тембровый диапазон альбома чрезвычайно широк.

Разворот буклета
Разворот буклета

Главное, конечно — исполнительское мастерство всей команды, в которой выделяются, помимо самого Маклафлина-Махавишну, американский барабанщик Билли Кобэм и эмигрант из социалистической Чехословакии — клавишник Ян Хаммер. И не только исполнительское, то есть ремесленное: у всей команды очень высок уровень музыкальных идей и импровизационного мышления. Всё это в своё время и позволило «Оркестру Махавишну» стать одной из самых популярных групп джаз-рока, наряду с американскими отцами жанра — Weather Report. Ремастеринг позволил выявить новые звуковые грани исходного материала, который, впрочем, и на оригинальном виниле звучал превосходно. Выяснилось, что исходные плёнки, записанные звукоинженером Кеном Скоттом в лондонской Trident Sudios (ряд дополнительных партий записывался также в нью-йоркской Electric Ladyland, а баллада «Thousand Island Park» полностью записал инженер Джим Грин в нью-йоркской студии CBS), обладают исключительной прозрачностью, в записи выявлены весьма тонкие динамические нюансы, а реалистичность звуковой картинки выросла, невзирая на обильное использование электроники. Впрочем, именно тёплое, живое звучание аналоговой электроники (даже впервые в своей практике примененный группой на этом альбоме синтезатор — это, конечно, не цифровое устройство, которых в ту пору не было, а аналоговый Mini Moog), оттенённое сухими, натуралистично панорамированными барабанами и мягкой, но агрессивной акустической скрипкой с пьезоэлектрическим звукоснимателем (Джерри Гудман), и составляет основу уникального по тембральному разнообразию звукового решения этого альбома.

Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!