Джаз.Ру
6235 subscribers

Анализируем альбом. Саксофонист Уэйн Шортер и его третий «Грэмми» подряд: «За звуковым барьером»

241 full read
350 story viewsUnique page visitors
241 read the story to the endThat's 69% of the total page views
1 minute — average reading time

Wayne Shorter Quartet «Beyond The Sound Barrier»

Verve, 2005
61:17

обложка альбома
обложка альбома

Кирилл Мошков, «Джаз.Ру» (в основе — рецензия для Stereo&Video, 2006)

В 2003-м предшественник этой новой работы маститого саксофониста Уэйна Шортера, «Footprints Live!», завоевал премию Академии звукозаписи, известную как Grammy — самцю престижную награду в американском музыкальном бизнесе. Год спустя успех повторил альбом «Alegria». И вот — третий золотой граммофончик подряд! Ветеран ансамбля Майлза Дэйвиса (у которого он играл с 1964 по 1970 г.) и со-лидер одной из важнейших джаз-роковых групп 1970-80-х, Weather Report, Шортер в новом столетии буквально «залип» на формате акустического квартета, причём записывать его предпочитает на концертах, а не в студии. Это, конечно, куда интереснее, чем синтетический поп-фьюжн, который он производил после распада Weather Report. Да и студийная версия этого квартета, как показывает опыт «Alegria», мало уступает концертным. Но все-таки концертные записи в джазе имеют неоспоримое преимущество — они показывают музыку в момент творения в условиях живой энергетической связи (и прямой, и обратной) музыкантов и публики. В этом была сила «Footprints Live!», и в этом сила «Beyond The Sound Barrier», записанного на концертах мирового тура квартета с ноября 2002 по апрель 2004 г. в Европе, Америке и Азии. Опираясь на колоссальный гармонический дар и тончайшее ощущение формы, присущие великолепному пианисту Данило Пересу, чья игра цементирует звучание «Beyond The Sound Barrier» ещё в большей степени, чем звук предшествовавших записей, Уэйн Шортер создает пространные звуковые полотна довольно свободной формы. Это не фри-джаз, поскольку игра ансамбля не соответствует узким рамкам канонов этого «авангарда сорокалетней давности» — это просто крайне свободная игра, искушенная совместная импровизация четырёх первоклассных музыкантов на крайне вольно очерченные (и крайне вольно трактуемые!) темы.

Wayne Shorter (photo © Montreux Jazz Festival, Lionel Flusin, 2014)
Wayne Shorter (photo © Montreux Jazz Festival, Lionel Flusin, 2014)

Степень свободы, точнее — высота барьера свободы, которую могут взять и берут участники квартета, различна. При всей своей каменной надёжности, контрабасист Джон Патитуччи в значительной степени следует за партнёрами, практически не пускаясь в свободный полёт; барабанщик Брайан Блэйд, напротив, иногда забегает вперёд партнеров, оказываясь слишком свободным там, где они выстраивают более или менее очерченную, пусть и спонтанную, форму; и только фортепиано Переса уравновешивает обоих, поскольку импровизаторское дарование 39-летнего (на момент выхода альбома) пианиста из Панамы охватывает (и перекрывает) и перехлесты Блэйда в сторону большей абстрактности, и тягу Патитуччи в сторону более плотной формы.

Парадоксальным образом, сам лидер оказывается не внутри этого непрерывного потока принятия формообразующих (или форморазрушающих) решений, а над ним. Его тональные мазки смелы и прозрачны, но сам звук его сопрано-саксофона, видимо — в силу возраста (все-таки скоро 73), сами его теперь уже не так чтобы головокружительные технические возможности, как импровизатора, позволяют говорить о нём в первую очередь уже не как о солисте-новаторе (что было верно для 1960-х), а как о композиторе, который строит и направляет свои почти спонтанно воздвигающиеся звуковые формации — и точным применением возможностей собственной игры, и тонкой работой с партнёрами.

Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!