Блюзмен Отис Раш (1934-2018)

29 сентября на 85 году жизни умер певец и гитарист Отис Раш (Otis Rush), легенда чикагского блюза 1950-60-х гг. (даты жизни 29 апреля 1934 - 29 сентября 2018). Хотя слава музыканта была создана его выступлениями 1950-60-х гг. и особенно его пластинками на историческом чикагском блюзовом лейбле Chess, он — уже в статусе легенды блюза — не покидал сцену, активно выступал и выпускал пластинки. Он записывался до 1998, гастролировал до 2003, затем перенёс инсульт и вынужден был остановить выступления, хотя изредка появлялся на сцене. Последний раз Отис Раш появился на публике на Чикагском фестивале 2016 г., где уже не играл, а просто приветствовал публику как специальный гость.

Отис Раш на обложке самого первого номера британского журнала Talking Blues, 1976
Отис Раш на обложке самого первого номера британского журнала Talking Blues, 1976

Главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков, автор книги «Блюз. Введение в историю» и автор программы об афроамериканской музыке «Чернозём», которая выходила в эфир на одной из ныне не существующих московских радиостанций в 1995-97 гг., пишет об уходе Раша из жизни в своём блоге:

Вот эту самую песню, «You Know My Love» (1960), я десятки раз ставил в радиоэфир в середине 90-х на «Радио РаКурс». Уж очень она, с монументальным акустическим контрабасом великого Уилли Диксона и плывущим, поющим звуком электрогитары самого Раша, соответствовала моим ощущениям тогда. Впрочем, и сейчас.

Раш родился в Филадельфии, в трёх часах езды от Нью-Йорка, но южный блюзовый стиль стал его вторым Я, когда в молодости он переехал в Чикаго и в 1956 г. дебютировал выпуском сингла (пластинки с двумя песнями, по одной на каждой стороне) на крошечном чикагском лейбле Cobra. Однако подлинный стиль Раша, с яростной, перегруженной, певучей электрогитарой и полнозвучным сопровождением джазовой духовой секции, громких ударных и мощного баса, сложился в период его работы на фирму грамзаписи Chess. Эту компанию создали в 1950 г. в южном районе Чикаго два еврейских иммигранта из Польши, братья Чыж (Chess — американизированная форма их фамилии Czyż, которую иммиграционный чиновник в нью-йоркском порту оказался не в состоянии разобрать и правильно записать). Леонард и Фил Чесс жаловались, что не понимают южного афроамериканского говора большинства своих артистов, но пластинки местных блюзменов в те годы моментально сметали с прилавков магазинов — а как пахнут деньги, два оборотистых парня прекрасно понимали. Среди звёзд их лейбла постепенно оказались почти все великие блюзмены двух поколений: тех, кто пришёл в блюз в 1940-е и 50-е, и тех, кто шёл по их следам на рубеже 50-60-х гг. — Мадди Уотерс, Хаулин Вулф, Литл Уолтер, Сонни Бой Уильямсон II, Бадди Гай и другие, в том числе и Отис Раш.

На рубеже 1950-х и 60-х важной творческой силой лейбла Chess был контрабасист, композитор и продюсер Уилли Диксон, который спродюсировал для Раша много успешных пластинок, начиная с самой первой записи Отиса для Chess, «I Can't Quit You Baby» (1956). Она стала и первым успехом гитариста и певца в ритм-н-блюзовых чартах. Впоследствии эту песню перепело множество рок-исполнителей, начиная с британской группы Led Zeppelin.

Хотя родился Раш на Восточном побережье, а жил и работал в холодном северном Чикаго, фирменным стилем гитариста-левши навсегда стала техасская ковбойская шляпа и по-южному страстное исполнение блюза, где яркий вокал переплетался со столь же ярким звуком электрогитары, которая пела, оплетая голос вокалиста и короткими фразами откликаясь на те строчки, что он пропевал. Этот стиль оказал огромное влияние на музыкантов следующих поколений, среди которых в любви к музыке Раша изъяснялись Эрик Клэптон, Джими Хендрикс и множество других.

Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх справа внизу) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!