Четыре мастера. Анализируем альбом проекта ScoLoHoFo (Скофилд, Ловано, Холланд, Фостер)

12 September 2019
437 full reads
1,5 min.
641 story viewUnique page visitors
437 read the story to the endThat's 68% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Кирилл Мошков, редактор «Джаз.Ру»
для Stereo&Video, 2002

Джон Скофилд, Ал Фостер, Джо Ловано, Дейв Холланд (2002)
Джон Скофилд, Ал Фостер, Джо Ловано, Дейв Холланд (2002)
Джон Скофилд, Ал Фостер, Джо Ловано, Дейв Холланд (2002)

ScoLoHoFo «Oh!» (Blue Note, 2002)

Супергруппы в джазе — явление нередкое. Особенно любят это дело крупные лейблы, то и дело объединяя для записи крупных, звёздного статуса музыкантов, в не всегда продуктивные временные союзы, которые далеко не всегда оказываются большим, чем просто сумма объединённых имен (или хотя бы чем-то равным этой сумме).

Но не так получилось у явной супергруппы ScoLoHoFo: ведь инициаторы её создания, гитарист Джон Скофилд и саксофонист Джо Ловано, уже играли вместе и в 70-е гг., и — в составе группы Скофилда — с 1989 по 1993, причем много и плодотворно записывались, вместе проделав довольно значительный этап своих личных эволюций. При этом Скофилд играл и с барабанщиком Алом Фостером («Фо» в названии супергруппы) — у великого Майлза Дэйвиса в начале 80-х, а Фостер, в свою очередь, работал с четвертым участником коллектива — выдающимся контрабасистом Дейвом Холландом — в трио саксофониста Джо Хендерсона в начале 90-х.

Ну, и самое главное: группа сложилась по желанию самих артистов, а не только их лейбла. Дважды, в 1999 и 2002 гг., музыканты съездили вчетвером в тур, и сразу по возвращении из второй гастрольной поездки пришли в нью-йоркскую студию Sear Sound, чтобы под бдительным оком опытного звукорежиссера Джеймса Фарбера записать по три пьесы Холланда, Ловано и Скофилда, плюс две — Фостера, отлично отрепетированные в ходе месячных гастролей — так что их без всяких наложений и монтажа писали сразу живьем на две дорожки.
СЛУШАЕМ заглавный трек альбома:

Плотная игра квартета парадоксальным образом создает довольно прозрачные звуковые полотна, в которых всё время присутствует одновременно и исполнительская искушённость всех четверых, и их отчетливо читающаяся импровизаторская индивидуальность — особенно эмоционально насыщенные пьесы удались в тех случаях, когда Ловано играет не на теноре, а на сопрано-саксофоне. Хотя бибоповая фразировка превалирует, несколько пьес, благодаря тонкому исполнительскому чутью и большому опыту коммерческой игры всех четверых, находятся почти на грани доступности и неджазовой аудитории.

СЛУШАЕМ АЛЬБОМ ЦЕЛИКОМ:

Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!