Десять главных альбомов саксофониста Джона Колтрейна. «Полумесяц», 1964

21 November

Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»

обложка альбома
обложка альбома

Зрелое, устоявшееся звучание «классического» состава квартета саксофониста Джона Колтрейна (1926-1967) — он сам, пианист Маккой Тайнер, контрабасист Джимми Гэррисони барабанщик Элвин Джонс — зафиксировано на целом ряде записей, но среди них выделяют именно этот альбом, который за две сессии, 27 апреля и 1 июня 1964, записал в своей студии в Инглвуд-Клиффс (Нью-Джерси) легендарный звукоинженер Руди Ван Гелдер для продюсера лейбла impulse! Боба Тиле (Bob Thiele).

Причина прежде всего в двух треках на первой стороне пластинки — монументальном заглавном «Полумесяце» и пьесе «Мудрая» («Wise One»). Эти два сочинения (а точнее, исполнения, поскольку в джазе исполнение намного важнее нотного текста композиции) близки к тому уровню одухотворённости, осмысленности, которого лучшие европейские композиторы научились добиваться в классический период. Элегическая медитативность перемежается здесь пространными монологами солиста-импровизатора, которые по разнообразию музыкальных средств достигают степени выразительности человеческой речи. Критик Лерой Джонс назвал эти сочинения Колтрейна «дерзновенно человечными» — и был прав.

John Coltrane, 1964
John Coltrane, 1964

«Полумесяц» в целом выдержан в среднетемповом свингующем ритме, но главное в нём — взаимодействие ритма и импровизационного развития мелодической линии. В заглавной пьесе альбома Колтрейн сыграл одно из самых захватывающих, новаторских соло в своей творческой истории, в котором стремительные виртуозные потоки нот мелкой длительности перемежаются и драматургически структурируются короткими ритмичными мотивами, в которых отражается и трансформируется основная тема «Crescent» — причём их ритмическая организация устроена так, как сделал бы, скорее, барабанщик, а не саксофонист. Интересно, что примерно на середине эпического соло Колтрейна пианист Маккой Тайнер перестаёт играть, как бы освобождая больше звукового пространства для соло саксофониста по мере его развития и усложнения.

Пьесу «Мудрая» Колтрейн посвятил Наиме — своей жене, теперь уже бывшей. Это второе посвящение ей в его дискографии: первым, как мы помним, была баллада «Naima» на альбоме 1959 года «Giant Steps», одно из самых популярных сочинений Джона. «Wise One» не достигла уровня популярности «Наимы»: для этого пьеса слишком сложна — музыка Колтрейна в эти годы стремительно эволюционировала, и если автор о чём и задумывался, то о реализации своих смелых музыкальных идей, а вовсе не о комфорте слушателя. А реализация на высоте: деликатное и сочное вступление пианиста Тайнера достигает вершин импровизационного мастерства Билла Эванса на легендарном альбоме секстета Майлза Дэйвиса «Kind of Blue» (1959), в записи которого гениально раскрылся Джон Колтрейн, да и сам саксофонист излагает тему (пусть и совсем непростую) ярким, захватывающим звуком. Особо интересно использование Тайнером в соло блок-аккордов, которые в мягких диссонансах дублируют развитие мелодической линии, уплотняя и раскрашивая её под экспрессивную полиритмичную работу Элвина Джонса на тарелках.

При этом в обеих пьесах квартет играет, в целом, вполне в рамках устоявшейся идиомы джазового мэйнстрима: ритм-секция функционирует в рамках регулярного ритма — в заглавной пьесе близкого к привычному «свинговому» типу ритмического движения, в развитии «Мудрой» чуть уклоняющегося к латиноамериканским звучаниям. Поэтому они близки и джаз-фэнам, и тем, кто следовал за Колтрейном как новатором, визионером, проповедником новых музыкальных идей.

Чуть дальше от канона вторая сторона альбома, на которой саксофонист вообще не солирует, уступив импровизационное пространство в первом треке контрабасисту Джимми Гэррисону, который играет весьма изобретательное и насыщенное соло продолжительностью почти пять минут (в течение которых звучит только контрабас), а во втором — барабанщику Элвину Джонсу. Этот второй трек, «Вещь для барабанов» («The Drum Thing»), во многом предвосхищает идеи более поздних работ Колтрейна: в ней в основном звучат только барабаны и саксофон, Гэррисон издаёт на контрабасе единственную ноту, обозначая тональность, а ближе к концу замолкает и саксофон, оставляя всё звуковое пространство ударным инструментам.

СЛУШАЕМ весь альбом: John Coltrane Quartet «Сrescent» (Impulse! A-66, запись 27 апреля и 1 июня 1964)

Цикл создан редакцией журнала «Джаз.Ру» совместно с Музеем современного искусства «Гараж». Первоначально краткие тексты о десяти альбомах великого джазового саксофониста Джона Колтрейна были подписями к экспонатам на выставке, которая проходила в МСИ «Гараж» в сентябре 2016 и была приурочена к его 90-летнему юбилею. В том же году на основе этих текстов была создана серия подкастов «Колтрейниана». К 94-летию со дня рождения Джона Колтрейна мы выпускаем эту серию в виде текстов с расширенными музыкальными иллюстрациями.
Ранее в цикле:
7. «Баллады», 1962 | 6. Концерт в «Вилледж Вангард», 1961 | 5. «Африка/медь», 1961 | 4. «Мои любимые вещи», 1961 | 3. «Гигантские шаги», 1959 | 2. Единственный альбом на Blue Note | 1. Дебютный альбом 1957 года

Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!