Дюк Эллингтон: 120 лет со дня рождения! Эпизод 3: Дюк и Чайковский, 1960

16 April 2019
375 full reads
4 min.
605 story viewsUnique page visitors
375 read the story to the endThat's 62% of the total page views
4 minutes — average reading time

29 апреля 2019 исполнится 120 лет со дня рождения Дюка Эллингтона (1989-1974). Ранее в этой серии см. «Эпизод 1: альбом «Ellington Jazz Party», 1959» и «Эпизод 2: альбом «Money Jungle», 1962».

обложка альбома The Nutcracker Suite, 1060
обложка альбома The Nutcracker Suite, 1060

В поздние годы своего творчества Дюк Эллингтон писал много сюит: работ крупной формы, состоявших зачастую из таких же чудесных миниатюр, какими Дюк прославился на раннем этапе, только объединённых в драматургически завершённый цикл. Не все эти сюиты состояли из его оригинальных сочинений, иногда за основу бралась музыка других композиторов. Впервые это произошло весной 1960 года, когда Эллингтон и его правая рука, аранжировщик и второй пианист его оркестра Билли Стрэйхорн, обратились к русской классической музыке, а именно — к сюите Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик», собранной им самим из отдельных номеров одноименного балета, премьера которого состоялась в Санкт-Петербурге в 1892 году. Музыка для балета «Щелкунчик» необычным образом связана с Америкой, правда не впрямую. История такая.

Пётр Ильич Чайковский. Фото, сделанное в Нью-Йорке в 1891 г.
Пётр Ильич Чайковский. Фото, сделанное в Нью-Йорке в 1891 г.

В 1890 г. директор Императорских театров Российской империи Иван Всеволожский заказал Чайковскому сочинение балета, который исполнялся бы в один вечер с новой оперой. Оперой стала «Иоланта», ну а для балета был взят сюжет книги Эрнста-Теодора-Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», послужившей, в свою очередь, основой для переработки Александра Дюма-отца, названной «Сказка о Щелкунчике». Хореограф Мариус Петипа написал для Чайковского подробнейшую разработку будущего балета, по которой Пётр Ильич должен был сочинить музыку, вплоть до темпов и количества тактов в отдельных номерах. Говорят, что композитор был недоволен такими жёсткими рамками и поэтому писал балет нехотя и, следовательно, не быстро. А тут подошло время ехать в Америку: Чайковский должен был дирижировать на открытии только что построенного в Нью-Йорке Карнеги-Холла. Русскую знаменитость поселили на тогдашней далёкой окраине Нью-Йорка, в только что выстроенном роскошном многоквартирном доме для супербогачей под названием «Дакота Апартментс».

Осенью 1980 года у подъезда этого здания безумный фанат застрелит британского рок-музыканта Джона Леннона, который прожил в Дакота Апартментс последние несколько лет своей жизни. Чайковский был недоволен тем, что поселили его практически в сельской местности: впоследствии нетронутая природа окрестностей стала нью-йоркским Центральным Парком. 25 дней в апреле-мае 1891 года провёл русский композитор в Нью-Йорке и всё это время, а также время, проведённое на борту трансатлантического парохода, над балетом не работал. Но его пора было сдавать, и по дороге домой в Россию Чайковский остановился во французском городе Руан и там написал часть недостающей музыки для «Щелкунчика», премьера которого была назначена на предрождественские дни 1892 года, а значит, уже нужно было вскоре приступать к репетициям.

Прошло шестьдесят восемь лет, и за знакомую нам с детства музыку Чайковского взялись Эллингтон и Стрэйхорн.

Лишённые внушаемого нам с детства пиетета перед великой классикой, Дюк Эллингтон и Билли Стрэйхорн отнеслись к этой музыке просто как к источнику замечательных мелодий, которые они аранжировали в ярком свинговом стиле, как всегда рассчитывая на талант и узнаваемый индивидуальный тембр звучания инструментов прославленных солистов оркестра. Среди солистов был великий баритон-саксофонист Гарри Карни, вся жизнь которого прошла в оркестре Дюка, трубач Кларк Терри, тромбонист Лоренс Браун, кларнетист Джимми Хэмилтон, альт-саксофонист Джонни Ходжес, тенор-саксофонист Пол Гонсалвес, барабанщик Сэм Вудъярд, то есть все суперзвёзды позднего состава прославленного оркестра.

Дюк Эллингтон и Билли Стрэйхорн, середина 1960-х
Дюк Эллингтон и Билли Стрэйхорн, середина 1960-х

Интересно, что впервые за два десятка лет работы в оркестре Дюка Эллингтона аранжировщик Билли Стрэйхорн был указан соавтором на обложке именно этой пластинки, The Nutcracker Suite — «Сюита Щелкунчи»к. Говорят, произошло это после того, как впервые за двадцать лет Стрэйхорн взбунтовался, потребовав даже не столько прибавки к жалованью, сколько более полного признания его действительно важнейшей роли в звучании поздних составов легендарного оркестра Дюка Эллингтона.

Запись альбома состоялась в Нью-Йорке в течение пяти студийных сессий с 26 мая по 22 июня 1960 года. Биограф Эллингтона Харви Коэн в недавней книге «Америка Дюка Эллингтона» писал:

Этим альбомом Дюк создал прецедент: он показал, что афроамериканский артист мог обращаться к интерпретации лучших образцов высокой западной культуры, пропитывая их чёрной эстетикой. Новизна и высокое качество этой работы сделало её весьма коммерчески успешной, но в то же время она стояла особняком в мире массовых музыкальных жанров и представляла собой определённый вызов, сознательно размывая стилевые границы. В год, когда вышел нарочито некоммерческий и вызывающе конфронтационный альбом Орнетта Коулмана «Free Jazz», Эллингтон и Стрэйхорн доказали, что джаз не обязательно должен быть непонятным, чтобы быть искусством.

СЛУШАТЬ ВЕСЬ АЛЬБОМ В СЕРВИСЕ ЯНДЕКС.МУЗЫКА

Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!