Джазмен из ГУЛАГа: трубачу Эдди Рознеру — 110 лет

26 May
Эдди Рознер. Одесса, 1945 (фото из коллекции Александра Забрина)
Эдди Рознер. Одесса, 1945 (фото из коллекции Александра Забрина)

26 мая 2020 исполнилось 110 лет с тех пор, как в Берлине появился на свет Эдди (Ади) Рознер (1910-1976) — впоследствии легендарный джазовый музыкант. Самый популярный джазмен СССР с 1940 по 1946 годы, руководитель Государственного джаз-оркестра Белорусской Советской Социалистической Республики, узник ГУЛАГа в 1946-1954 годах — тот самый Рознер, чей оркестр играет в дебютном фильме Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» (1956); Рознер, который в годы Великой Отечественной войны сделал настоящий джазовый свинг, полузнакомый и завораживающий, доступным советской публике. Благодаря интенсивным гастролям Госджаза БССР по Уралу, Сибири, Дальнему Востоку и Средней Азии в годы Великой Отечественной войны заслуженный артист Белорусской ССР Эдди Игнатьевич Рознер стал одним из первых, кто открывал и дарил эту музыку советскому зрителю даже в Богом забытой глубинке.

Фотография из личного дела заключённого Адольфа Игнатьевича Рознера (1946)
Фотография из личного дела заключённого Адольфа Игнатьевича Рознера (1946)

РАНЕЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ:
2018 Берлин: мемориальная доска на доме, где родился самый популярный джазмен СССР Эдди Рознер
2019
Золотой фонд книг о джазе: «Шмаляем джаз, холера ясна». Книга об Эдди Рознере

СЛУШАЕМ ЭДДИ РОЗНЕРА!

«I Need You»
Париж, 1938, лейбл
Columbia. Музыка Зузанны Боттерель, вокал Лионель Лямпель. Аранжировка и соло на трубе: Ади Рознер

«Bei mir bistu schein»
1938, Париж, лейбл Columbia. Музыка: Шолом Секунда. Аранжировка и соло на трубе: Ади Рознер. Вокальное трио Лотара (Лионеля) Лямпеля

Государственный джаз-оркестр Белорусской ССР: «Caravan»
1944, Москва, Апрелевский завод грампластинок. Музыка: Хуан Тисол, Дюк Эллингтон. Аранжировка и соло на трубе: Эдди Рознер. Вокал: Луи Маркович

Государственный джаз-оркестр Белорусской ССР: «Очи чёрные» (части 1 и 2)
1945, Москва, Апрелевский завод грампластинок.
Нарратор: Павел Гофман. Аранжировка: Эдди Рознер, Тофик Кулиев. Вокал: Лотар Лямпель. Соло на трубе: Эдди Рознер

Государственный джаз-оркестр Белорусской ССР: «От двух до пяти. Фантазия на темы детских песен» (части 1 и 2)
1945, Москва, Апрелевский завод грампластинок. Аранжировка: Эдди Рознер, Тофик Кулиев, Юрий Цейтлин. Нарратор и вокал: Павел Гофман, вокал: Луи Маркович, Александр Фаррель

Из книги Николая Левиновского «Держи квадрат, чувак» (2007)

Автор проработал у Эдди Рознера в оркестре Мосэстрады около полутора лет в 1969-71 гг.

...Рознер преуспевал до тех пор. пока в Германии не начались гонения на евреев. До 1939 г. он жил в Польше, а когда началась Вторая мировая война и несчастная Польша была растерзана с двух сторон — Германией с запада и СССР с востока, — Рознер в числе прочих беженцев оказался в Белостоке, который стал советской территорией. Так он стал советским гражданином.

Афиша оркестра Эдди Рознера, 1945
Афиша оркестра Эдди Рознера, 1945

Рознер сумел быстро сориентироваться в новой обстановке и уже в 1940 г. организовал в Минске джаз-оркестр Белоруссии, сразу завоевавший известность благодаря эффектному исполнению популярных мелодий. В те времена Эдди был непревзойденным исполнителем. Тёплый, бархатный «несущийся» тон его трубы, настоящий свинг, джазовая «подача» и головокружительные верха делали его стиль совершенно неповторимым. Среди публики ходили легенды о том, что его труба сделана из чистого золота, но это было лишь своеобразным показателем популярности.

Став звездой советской эстрады, Рознер успешно выступал вплоть до 1946 г., когда его карьера была прервана арестом и восьмилетней отсидкой в тюрьмах и лагерях ГУЛАГа.

Бенни Гудман и Эдди Рознер в Москве, 1962. Фото: Евгений Явно (из коллекции Игоря Высоцкого, Нью-Йорк)
Бенни Гудман и Эдди Рознер в Москве, 1962. Фото: Евгений Явно (из коллекции Игоря Высоцкого, Нью-Йорк)

[...] В середине 60-х годов Рознер совершил революционные перемены в своем оркестре — он полностью обновил его состав, пригласив в него самых лучших джазменов того времени — Геннадия Гольштейна, Константина Носова, Давида Голощёкина и других. Музыкальным руководителем нового бэнда стал один из лучших аранжировщиков советского джаза, рижанин Виталий Долгов. К сожалению, революционный период продолжался недолго. Дело в том, что если раньше оркестр был нейтральной группой статистов, то теперь он превратился в клуб радикальных, проамерикански настроенных джазменов, не признающих ничего, кроме джаза, не желающих считаться ни с какими идеологическими установками и ни в грош не ставящих достижения советской эстрады.

Возникла опасная для Рознера ситуация: новый оркестр — великолепный джаз самой современной ориентации — никак не вписывался в сложившуюся картину советской музыкальной эстрады, он был слишком элитарен. Я был свидетелем того, как публика, пришедшая на обычный эстрадный концерт, без особого энтузиазма принимала изысканные оркестровые пьесы с великолепными соло Гольштейна и Носова. Теперь, многие десятилетия спустя, становится понятным, почему такой блестящий бэнд был обречен на неуспех: предлагая чистый джаз, оркестр Рознера опережал время, и массовый слушатель, воспитанный на советской песне, не понимал его. Осложнялась ситуация и внутри оркестра. Джазмены не очень-то склонны были считаться с авторитетами и весьма недвусмысленно дали это понять Рознеру.

Оркестр Эдди Рознера на фестивале «Джаз-67», Москва, июнь 1967 (фото © Михаил Кулль) Третий справа в группе саксофонов — Геннадий Гольштейн, один из ленинградских «революционеров».
Оркестр Эдди Рознера на фестивале «Джаз-67», Москва, июнь 1967 (фото © Михаил Кулль) Третий справа в группе саксофонов — Геннадий Гольштейн, один из ленинградских «революционеров».

Возникла обида. Выходило, что Рознер в своем собственном оркестре становился лишней фигурой. Необходимо было принять срочные меры. Когда музыканты ушли в отпуск, им вслед полетели телеграммы — «Вы уволены».

Позже Рознер с нескрываемым раздражением рассказывал, как все эти «боги» отравляли ему жизнь: «Золотко, вы не поверите, как я любил этих ребят. Генка — о, это чудный парень. Костя — изумительный тромпетист, высший класс! Но я вам говорю, эти ребята умели не только играть джаз, они ещё хорошо пили мою кровь! Вы подумайте, я делаю программу, я старый эстрадный волк, я знаю, как это делается. И вот эти «боги», что они вытворяют? Второй звонок, я иду на сцену, и что вы думаете — оркестра нет! Холера, в чем дело? Вдруг появляется этот пижон, как его, Додик, в пальто и в шляпе — а уже третий звонок — и говорит: «Ну, что будем играть, патрон?» Я говорю, золотко, будем играть нашу программу. А он, наглец, мне в ответ: «Мы не за тем сюда ехали, чтобы играть это г...!» Ну. Я им показал, какое они золото — отправил всех по домам. Поверьте, было жаль. Чудные, чудные ребята».
ВИДЕО: джаз-оркестр Эдди Рознера в новогоднем «Голубом огоньке» 1965 г.

Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!