Джазмен Лайонел Хэмптон, чемпион по творческому долголетию: три четверти века на сцене

21 April
<100 full reads
8 min.
104 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 33% of the total page views
8 minutes — average reading time

Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»

Lionel Hampton, 1986(photo © University of Idaho Library Special Collections and Archives Department)
Lionel Hampton, 1986(photo © University of Idaho Library Special Collections and Archives Department)

20 апреля 2021 исполнилось 113 лет со дня рождения прославленного джазового музыканта, остававшегося на джазовой сцене едва ли не дольше всех своих коллег. В истории джаза было несколько долгожителей, пришедших в музыку ещё в эпоху свинга и продолжавших если и не играть, то жить и здравствовать до начала нового столетия. Но даже на их фоне музыкальная карьера вибрафониста, барабанщика, пианиста и бэндлидера Лайонела Хэмптона (Lionel Hampton) выглядит монументально: начав играть музыку подростком во второй половине 1920-х, он прекратил выступать только в 2002 г., незадолго до своей смерти, то есть был действующим музыкантом около семидесяти пяти лет!

Лайонел Хэмптон в 1930-е гг.
Лайонел Хэмптон в 1930-е гг.

Сердце последнего действующего ветерана свинговой эры остановилось 31 августа 2002 в 6:16 утра по времени Восточного побережья США в нью-йоркской больнице Mount Sinai. Ему было 94 года.

Февраль 2001, Lionel Hampton Jazz Festival (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Февраль 2001, Lionel Hampton Jazz Festival (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

В последний раз на сцену Хэмптон поднимался в конце февраля того же года на фестивале своего имени, который проходит в далеком Москоу, штат Айдахо, с 1967 г. (под названием Lionel Hampton Jazz Festival — с 1979 г.). Тогда он принял от Боба Гувера, президента Университета Айдахо, который проводит этот фестиваль, звание почетного гражданина штата и присутствовал на сцене во время выступления биг-бэнда своего имени. Ещё в начале 90-х этот оркестр активно гастролировал (кстати, тогда одним из его участников был русский саксофонист Игорь Бутман), но с тех пор, как последствия перенесённых Хэмптоном двух инсультов стали сказываться всё сильнее, бэнд окончательно превратился в «виртуальное» образование, собирающееся только на фестиваль имени своего патрона. Хотя сам Лайонел играть уже почти не мог, он сидел на сцене перед вибрафоном с молоточками в руках и время от времени прикасался ими к клавиатуре, извлекая тихие, но всё ещё остро свингующие звуки.

Февраль 2002, Lionel Hampton Jazz Festival (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Февраль 2002, Lionel Hampton Jazz Festival (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

А двумя годами раньше, в 2000-м, когда ему было 92 года, он был ещё в состоянии сыграть с оркестром небольшое соло и даже спеть пару своих коронных номеров — в том числе классическую «Hamp's Boogie Woogie» с её хрестоматийными хоровыми возгласами «хэй-ба-ба-ри-ба».

2000, Lionel Hampton Jazz Festival: Лайонел Хэмптон и участники киевской вокальной группы ManSound (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
2000, Lionel Hampton Jazz Festival: Лайонел Хэмптон и участники киевской вокальной группы ManSound (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

Лайонел Лео Хэмптон родился в Луивилле, штат Кентукки, 20 апреля 1908 г. О первых годах его жизни известно мало, однако достоверно зафиксировано, что в 1916 г. он переехал вместе с семьей в Кеношу, штат Висконсин (самый северный пригород Чикаго), где учился в религиозной школе «Академия Св. Розария», принадлежавшей одноименному женскому католическому ордену, и под присмотром строгих монахинь овладевал своим первым инструментом — барабанами. Его первыми кумирами были барабанщик Джимми Бертран и величайшая джазовая звезда тех лет — Луи Армстронг. Лайонел взял также несколько уроков игры на мелодическом ударном инструменте — ксилофоне. Первой «настоящей» музыкальной работой Лайонела были выступления в качестве барабанщика с оркестром гильдии «newsboys» — мальчишек-газетчиков, работавших на первую чикагскую газету афроамериканского населения Chicago Defender.

В 1928 г. молодой Хэмптон переехал в Лос-Анджелес, где работал в самых успешных калифорнийских ансамблях (Les Hite Band, Curtis Mosby's Blue Blowers и др.) и выступал сольно, завоевав полушутливый титул «самого быстрого барабанщика на свете». Именно там он в 1930 г. впервые встретился со своим кумиром: Луи Армстронг нанял его для нескольких выступлений в составе своего оркестра в Лос-Анджелесе и был так впечатлён умениями молодого барабанщика, что пригласил его записаться с оркестром в студии. В перерыве между дублями Луи увидел, как Хэмптон дурачится за роялем, с барабанной скоростью играя длинные импровизационные фразы двумя пальцами. Кстати, этот трюк Лайонел любил повторять до самого преклонного возраста: на слух отличить его «очереди» двумя пальцами от обычной фортепианной игры практически невозможно! Это навело великого трубача на мысль подначить Лайонела сыграть на стоявшем тут же вибрафоне. Клавиатура вибрафона напоминает рояльную, хотя играют по ней не руками, а специальными молоточками (маллетами); Хэмптон схватил молоточки и заявил, что готов. На этой записи («Memories Of You») он играл на вибрафоне едва ли не первый раз в жизни (если не считать детских занятий ксилофоном, клавиатура которого в целом похожа на вибрафоновую) — и тем не менее запись стала хитом, побудив услышавшего её ещё до публикации импресарио и критика Джона Хаммонда в восторженных тонах рассказать о Хэмптоне знаменитому нью-йоркскому белому бэндлидеру Бенни Гудману.

Несколько лет спустя, в 1936 г., Хаммонд привез оркестр Гудмана в Лос-Анджелес для выступлений в клубе Paradise, и там Гудман, уже ставший одним из самых популярных джазменов в США, впервые услышал Лайонела живьём — и тут же пригласил вибрафониста участвовать в своем малом ансамбле, существовавшем внутри биг-бэнда. Это был первый в истории джаза широко выступавший (концертный, а не студийный) ансамбль смешанного состава: Гудман и барабанщик Джин Крупа были белыми, а Хэмптон и пианист Тедди Уилсон — чёрными, что по тем временам было неслыханным, почти невозможным делом, почти что пощёчиной общественной морали (особенно для Южных штатов).

Квартет был одним из самых значимых и успешных малых составов свинговой эры и не только выпускал эпохальные записи, но и, например, участвовал в легендарном концерте Бенни Гудмана в нью-йоркском Карнеги-Холле 16 января 1938, сделав начавшуюся расовую интеграцию в джазе свершившимся фактом, а сам джаз — явлением высокого искусства, в массовом сознании начавшим перерастать нишу чистой развлекательности.

В 1940 г. Лайонел Хэмптон создал собственный биг-бэнд. Он уже прославился великолепными записями малых составов под собственным именем: его «Sunny Side of the Street» или «Central Avenue Breakdown» конца 1930-х считаются настолько же эталонными записями малых составов предвоенного джаза, как сессии малых составов из оркестра Дюка Эллинтона.

Пластинки оркестра получили ещё большее распространение: «Flying Home» (1942) и «Hamp's Boogie-Woogie» (1943) были национальными хитами. Тому способствовал не только экстраординарный талант самого вибрафониста, с его поразительной для тех времен виртуозностью, эталонно острым чувством свинга и, помимо всего прочего, отличным, подлинно джазовым вокалом.

В оркестре работали превосходные солисты. Сред них мы встречаем такие имена, как трубач (тогда ещё только трубач!) Куинси Джонс, гитарист Уэс Монтгомери, трубачи Кларк Терри, Кэт Андерсон, Джо Ньюман и Фэтс Наварро, саксофонисты Иллиной Джакет (чьим первым успехом в 19-летнем возрасте стало гениальное ритм-н-блюзовое соло в пьесе «Flying Home») и Декстер Гордон (который выучил соло Джакета наизусть и повторял его с ещё большим успехом, чем автор).

Огромная популярность Хэмптона как бэндлидера, исполнителя, композитора (помимо ряда пьес, ставших джазовыми стандартами, он написал также две симфонические работы — «King David Suite» и «Blues Suite») и шоумена помогала ему в его не менее важном призвании — общественной деятельности. Хэмптон был благотворителем: его именем и именем его покойной жены Глэдис названы построенные на собранные им средства в 1970-е гг. два квартала недорогого муниципального жилья, так называемых «жилых проектов», в северной части Манхэттена — Гарлеме. В 80-е, уже после смерти Глэдис, он выстроил ещё один «проект» — Hampton Hills в Ньюарке (штат Нью-Джерси).

Hampton Houses в Гарлеме, Нью-Йорк
Hampton Houses в Гарлеме, Нью-Йорк

Хэмптон был также «послом доброй воли» президентов Дуайта Эйзенхауэра (1951-1963) и Ричарда Никсона (1969-1974), кавалером Папской Медали, врученной ему римским папой Павлом I, лауреатом бесчисленных титулов почётного доктора и знаков отличия разных государств в области культуры, почетным председателем Фонда помощи музыкантам Джазового фонда Америки — и это только часть списка его общественных заслуг.

Лайонел Хэмптон и президент Ричард Никсон в Овальном кабинете Белого Дома, Вашингтон, 1971 (фото: Oliver Atkins, © Richard Nixon Presidential Library & Museum)
Лайонел Хэмптон и президент Ричард Никсон в Овальном кабинете Белого Дома, Вашингтон, 1971 (фото: Oliver Atkins, © Richard Nixon Presidential Library & Museum)

Всё это мирно уживалось в Хэмптоне с весьма реакционной политической позицией: он был крупным деятелем республиканской партии США, делегатом нескольких национальных съездов партии, вице-председателем Нью-Йоркского комитета республиканцев и личным другом всех республиканских президентов, от Дуайта Эйзенхауэра до Джорджа Буша-старшего. Для джазмена-афроамериканца столь активное участие в партии богатых белых было примерно настолько же обычно, как если бы членом ЦК КПСС в 1973 году сделался бы вдруг волосатый хиппи.

Этим не исчерпывались необычности в личной жизни Лайонела Хэмптона: например, он вырос в твёрдой римско-католической вере, но с 1950-х гг. активно интересовался иудаизмом, собирал деньги для Государства Израиль и даже посвятил этой стране свою первую симфоническую сютиу — «Царь Давид», впервые исполненную в 1953 г. прославленным симфоническим оркестром Boston Pops. После смерти жены Глэдис (1971) Хэмптон совершил очередной радикальный поворот и стал членом секты «Христианская наука», а кроме того, был членом масонской ложи Prince Hallв Нью-Йорке, поднявшись там до тридцать третьей, то есть высшей, ступени посвящения.
ВИДЕО: Лайонел Хэмптон и его оркестр на джаз-фестивале в Ньюпорте, штат Род-Айленд, лето 1988

Хэмптон продолжал активно выступать вплоть до 1997-го, когда нарастающие последствия перенесенных в 1991 и 1996 гг. инсультов заставили его отказаться от регулярных гастролей. В тот же год его нью-йоркская квартира была полностью уничтожена пожаром, и сам музыкант не пострадал только чудом. Сам он со смехом говорил, что его спас мочевой пузырь, так как он проснулся и вышел из спальни в туалет буквально за минуту до того, как взорвалась и упала на его постель галогенная лампа. Он шутил, что на следующей неделе после пожара должен был выступать в Белом Доме в Вашингтоне, так ему даже носки пришлось занимать у знакомых.

Последние записи Лайонела Хэмптона выходили в1992 г. на лейбле Telarc Lionel Hampton and the Golden Men of Jazz — Just Jazz — Live at the Blue Note») и в1995 на лейбле MoJazz For the Love of Music»). На этом последнем альбоме с ним записывались Джошуа Редман, Чака Хан, Тито Пуэнте, Дайан Ривз и Стиви Уондер.

Помимо двух кварталов жилья для малообеспеченных (в Гарлеме и Ньюарке), именем Лайонела Хэмптона назван музыкальный колледж Университета Айдахо в городке Москва, штат Айдахо, и проводимый этим университетом крупнейший джазовый фестиваль на Северо-Западе США.

Музыкальный колледж им. Лайонела Хэмптона в городе Москва, штат Айдахо
Музыкальный колледж им. Лайонела Хэмптона в городе Москва, штат Айдахо

Именно на этом фестивале автору этих строк довелось несколько раз встретиться и побеседовать с Лайонелом Хэмптоном. Ветерану, в то время 92-летнему, было уже не до долгих интервью, но в глазах его читались ум и понимание, и, когда я представился, он, улыбаясь, пожал мне руку и еле слышным голосом проговорил:

— Спасибо, что приехали к нам так издалека. Я всегда хотел побывать в вашей стране. Меня звали на фестиваль памяти Соломона Михоэлса, но я не смог поехать.

А жаль, кстати.

Интересно? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!