Джазовые значки как предмет коллекционирования. Рассказывает Владимир Фейертаг

3 July

Владимир Фейертаг,
специально для «Джаз.Ру»

Казань, 1984
Казань, 1984

Первый значок первого казанского фестиваля. Ещё не появилось название «Джазовый перекрёсток», был клуб «Джаз-Блюз-Рок» при Молодёжном центре и были энтузиасты — научный работник Игорь Зисер и пианист Игорь Тюрлик. Они-то и решили, что джаз надо выделить — во всяком случае, отделить от рока. Три дня (30 ноября, 1 и 2 декабря) в небольшом зале МЦ звучал джаз. Выступали пианисты Валентин Бакланов, Игорь Тюрлик, Юран Шахмутдинов, джаз-рок-ансамбль «Время». Кстати, мероприятие считалось конкурсом, gредседателем жюри был московский музыковед Аркадий Петров.

Значок Казанского фестиваля 1984 г.
Значок Казанского фестиваля 1984 г.

Комментирует Игорь Зисер:

Историческая преамбула

Игорь Тюрлик. Начало 1980-х
Игорь Тюрлик. Начало 1980-х

Хотя «Джаз-Блюз-Рок клуб» существовал в Казани с 1975 года, джазовые музыканты чувствовали себя беспризорными. Деятельность клуба, который гремел в комсомольском Молодежном Центре (МЦ), основывалась на руководстве дискотечным движением и организацией рок-концертов. В это время в МЦ появился джазовый коллектив «Формация», которым руководил выпускник Казанской консерватории Игорь Тюрлик, получивший должность инструктора управления культуры. Ситуация в городе к этому времени созрела для проведения отдельного джазового смотра талантов, чем раз в год занималось управление под заголовком «эстрадно-джазовое искусство». Игорь оказался в нужное время на нужной должности, получил «добро» и организовал смотр-конкурс джазовых талантов «Джаз 84 Казань» со всеми атрибутами: жюри, дипломы, лауреаты. В организации столичного представительства ему помог я, пригласив в жюри известного в джазовых кругах московского журналиста и музыковеда Аркадия Петрова и джазового функционера Георгия «Геру» Бахчиева, с которыми меня связывали дружеские отношения.

Игорь Зисер и Аркадий Петров, 1984
Игорь Зисер и Аркадий Петров, 1984

Значки

Как положено для уважающего себя фестиваля, была выпущена художественная атрибутика, в которую входила пара значков. Газета «Вечерняя Казань», которая в лице своего главного редактора Андрея Гаврилова нас всегда поддерживала, отрядила своего художника, который и придумал первую эмблему. Значок «Джаз 84 Казань» по сути копировал московскую шрифтовую эмблему фестиваля «Джаз 82», которая мелькнула в фильме «Мы из джаза». А зоркий глаз художника Рашида Асадуллина её зафиксировал и использовал. Второй вариант более аутентичен: змей-дракон Зилант, включенный в официальный герб города Казани, развлекается за ударной установкой. Веселенькая картинка, которую художник использовал через год в афише следующего фестиваля. В 1985 году наш клуб ДБР уже полностью взял в свои руки организацию и проведение джазового фестиваля, собственное имя которого «Джазовый Перекрёсток», слава и оригинальная эмблема появились еще через пару лет, к 1987 году. Эту историю я расскажу в следующий раз.

Плакат (постер) Казанского фестиваля 1984 г.
Плакат (постер) Казанского фестиваля 1984 г.

Напоминаю: предлагаю всем, кто обладает коллекциями, поделиться воспоминаниями. Присылайте на сайт комментарии, присылайте фотографии значков, поправляйте ошибки, уточняйте даты и участников джазовых событий. Наверняка есть какие-то любопытные истории, которые остались в памяти истинных джазфэнов. Таким образом мы создадим уникальную коллекцию и обогатим нашу историческую память.

Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!