Джазовый пианист и главные альбомы в его жизни. Трио Билла Эванса с симфоническим оркестром

30 October

Российский джазовый пианист Алексей Подымкин продолжает рассказ о записях джаза, которые сформировали его как музыканта. 11-й выпуск (см. 1: Каунт Бейси «14 золотых мелодий». Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия», 1982, С60-18654; 2 — «Оскар Питерсон и Кларк Терри», Amiga, 1976; 3 — Адам Макович «Зимние цветы»; 4 — «Глен Гульд в Москве. Встреча со студентами Московской консерватории»; 5— «Трио Билла Эванса», Мелодия, 1986; 6 — «Каданс» Германа Лукьянова, «Путь к Олимпу»; 7 — Леонид Чижик «Реминисценции»; 8 — Давид Голощёкин «15 лет спустя»; 9 — Джаз-трио Михаила Окуня «Концерт в Олимпийской деревне»; 10 — Оскар Питерсон «Движения и эмоции»).

«Bill Evans Trio with Symphony Orchestra» (Verve, 1966)

обложка альбома
обложка альбома

По сравнению с альбомом Оскара Питерсона и германского композитора, аранжировщика и дирижёра Клауса Огермана в предыдущем выпуске работа Огермана с трио Билла Эванса, конечно, намного серьёзней и глубже. Вот это действительно можно без преувеличения назвать примером настоящего симфоджаза.

Примечательно: до того, как у меня появилась эта пластинка, в мои руки благодаря моему доброму барнаульскому приятелю Славе Иванову, который тогда учился в Гнесинском институте в Москве, попали ноты этого альбома, которые я начал тщательно разбирать.

Музыка, которую я услышал в исполнении трио Билла Эванса и оркестра под управлением Огермана, превзошла мои ожидания. Она оказалась более многослойной, более многоцветной (при том, что основной цветовой тон всего альбома — приглушённый, строгий, ассоциативно очень напоминает картины художников «Северного Возрождения» — Питера Брейгеля или Лукаса Кранаха). И снова Клаус Огерман проявляет себя в этой работе как Мастер, создающий идеальную атмосферу для обрамления импровизационных эпизодов в исполнении трио.

Клаус Огерман и Билл Эванс
Клаус Огерман и Билл Эванс

Если вы ещё не слышали эти записи, советую послушать оба этих альбома: они демонстрируют важность индивидуального подхода в деле написания аранжировки. И чем круче аранжировщик, тем больше в его арсенале красок и кистей.

И ещё мне очень нравятся два альбома Огермана в сотрудничестве с саксофонистом Майклом Бреккером: «Cityscape» (1982) и «Claus Ogerman featuring Michael Brecker» (1991), а также совершенно невероятный по музыке «Symbiosis» (1974) Билла Эванса — также с аранжировками Клауса Огермана.

От редакции. Альбом «Трио Билла Эванса с симфоническим оркестром» был записан в два приёма, в октябре и затем в декабре 1965 года, в знаменитой студии звукоинженера Руди Ван Гелдера в городке Инглвуд-Клиффс, штат Нью-Джерси — рядом с центром Нью-Йорка, но в другом штате, за рекой Гудзон. Точный состав оркестра, которым дирижировал при записи Клаус Огерман, неизвестен. Мало того, источники разнятся и относительно того, кто именно играл в трио Билла Эванса: на контрабасе совершенно точно был Чак Израэлс, а вот партии ударной установки разные историки джаза приписывают кто Ларри Банкеру, а кто — Грэйди Тэйту. Зато точно известно, кто был продюсером альбома: Крид Тейлор, будущий создатель лейбла CTI и связанного с его релизами характерного звучания, тоже богатого на введение в джазовый контекст тембров симфонического оркестра.
СЛУШАЕМ АЛЬБОМ:
- для слушателей за пределами России: альбом в Spotify
- для слушателей в России, Беларуси, Армении и ряде других стран: альбом в сервисе Яндекс Музыка

Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!