14,9K подписчиков

Джазовый Восток трубача Юрия Парфёнова

197 прочитали

Константин Волков
для «Джаз.Ру»

19 января 2021 отмечает 75-летие выдающийся российский джазовый трубач Юрий Парфёнов.

Юрий Парфёнов
Юрий Парфёнов

Его участие в проекте — всегда знак качества. Он — мастер сложной полистилистической импровизации, мастер мирового уровня. И в то же время Парфёнов практически всегда — солист, но не лидер. Видимо, такова его позиция. В чём именно она заключается — не знаем. Лет 10 назад, когда ему должно было исполниться 65, «Джаз.Ру» планировал с ним большое биографическое интервью, но музыкант отказался: то ли из большой личной скромности, то ли по каким-то другим соображениям.

А как интересно было бы узнать, каким именно образом, из каких влияний и жизненного опыта собрался творческий багаж удивительного мастера, который, с одной стороны, два с половиной десятилетия проработал солистом Государственного камерного оркестра джазовой музыки Олега Лундстрема (с 2007 — имени Олега Лундстрема), а с другой — уже почти три десятка лет время от времени выступает в ансамбле авангардной импровизации «Три О», который состоит, как правило, из трёх духовых инструментов (чаще всего Сергей Летов на саксофонах и Аркадий Кириченко на тубе или бас-трубе).

Но что-то мы же знаем о Юрии Парфёнове?

Юрий Парфенов (фото 2013)
Юрий Парфенов (фото 2013)

Да, знаем. Юрий Васильевич родился 19 января 1946 в селе Булгаково Уфимского района Башкирской АССР (ныне Республика Башкортостан). Энциклопедия Владимира Фейертага «Джаз в России» сообщает, что он начал играть на трубе в духовом оркестре Дворца пионеров во Фрунзе, столице Киргизской ССР (ныне Бишкек, столица Республики Кыргызстан). В 1972 году окончил Ташкентскую консерваторию по классу трубы. С середины 60-х годов играл в эстрадно-симфонических оркестрах Киргизии и Узбекистана. В 1974 вошёл в состав ведущего джазового ансамбля Ташкента, выступал на фестивалях в Средней Азии и России. В 1980-83 гг. играл в алма-атинских ансамблях «Бумеранг» и «Медео».

Именно «Бумеранг» барабанщика Тахира Ибрагимова в 1982 году впервые записал на пластинку авторские пьесы Юрия Парфёнова, в том числе его opus magnum — композицию «Дервиш».

В современном джазе существует ярко выраженная тяга к музыке Востока, и здесь я не одинок, — говорил Парфёнов в интервью джазовому критику Ефиму Барбану ещё в 80-е годы. — Что касается моего творчества, то в нем есть некоторое сходство с восточной медитацией.

Часть записей «Бумеранга» в 2014 году была переиздана на CD московским лейблом ArtBeat Music; вошёл в это переиздание и авторский трек Юрия Парфёнова «Турецкие наброски» (1984) с блестящим джазовым соло на трубе.

Однако впоследствии ориентальная тематика в творчестве Юрия Парфёнова долго не находила выражения. С 1984 года Парфёнов живёт в Москве и работает в оркестре Олега Лундстрема. В 1992 он стал участником новоджазового ансамбля «Три О», а несколько позже — обширному составу авангардистов-импровизаторов «Оркестр московских композиторов», в котором каждое соло Парфёнова свидетельствовало о его таланте спонтанного импровизатора в ладовой технике.

Композитор-басист Алекс Ростоцкий, саксофонист Тимур Некрасов и трубач Юрий Парфёнов в Клубе Алексея Козлова, Москва, 2015
Композитор-басист Алекс Ростоцкий, саксофонист Тимур Некрасов и трубач Юрий Парфёнов в Клубе Алексея Козлова, Москва, 2015

Что же до исследования музыки Востока в джазовом контексте, то Парфенов в полной мере смог раскрыться в этом направлении уже в следующем столетии, сотрудничая с композитором и продюсером Александром Ростоцким в рамках его проекта «Джаз-бас-театр». Игра Парфёнова звучит на целом ряде альбомов Ростоцкого, которые он записывал в 2000-2010-х гг. Их первая совместная работа в этом направлении так и называлась «Влияние Востока» (или «Oriental Impress»). Запись и сведение альбома выполнила звукорежиссёр Ольга Мошкова в московской студии FM-Division в январе-феврале 2000, а в августе того же года альбом вышел в формате компакт-диска на московском лейбле L-Junction. На альбоме, помимо двух титульных лидеров (Алекс играл не только на электробасе, но и на синтезаторе; Парфенов — на трубе, флюгельгорне, покет-флюгельгорне и среднеазиатских духовых инструментах сурние и кош-ние), приняли участие как постоянные участники «Джаз-бас-театра» (барабанщики Дмитрий Севастьянов и Дмитрий Власенко, клавишники Яков Окунь и Юрий Погиба, бас-гитарист Антон Ревнюк), так и приглашенные музыканты — российские (саксофонист Александр Закарян, электроскрипач Феликс Лахути, исполнитель на индийской танпуре Сергей Емельянов) и собственно восточные (сирийский исполнитель на арабской лютне «уд» Камаль Баллан, индийский мастер игры на ударных инструментах табла, дхолак и хол Кешаб Канти Чоудури).

Ещё один важный альбом, «Как во городе то было во Казани», был выпущен под английским названием «Once Upon A Time in the City of Kazan» британским лейблом Cosmic Sounds на CD и LP в 2001 г. и, к сожалению, давно превратился в филофоническую редкость. Алекс Ростоцкий и Юрий Парфёнов были даже указаны на обложке альбома как равноправные солидеры, но музыку с этого альбома сейчас не найти в стриминговых сервисах.

обложка винилового альбома 2001 г
обложка винилового альбома 2001 г

Один из красивейших номеров с глубоким, ярким соло Юрия Парфёнова был записан в 2004. для альбома «Время, когда рыбы думают о прошлом». В 2012 г. московский лейбл ArtBeat Music включил его в сборник пьес Алекса Ростоцкого русской тематики «Плывёт лебёдушка»: это авторская композиция Ростоцкого «Кривичи», в записи которой звучат только три инструмента — электробас Ростоцкого, гитара Павла Чекмаковского и труба Юрия Парфёнова.

Главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков писал тогда об этом сборнике:

Не следует искать в этой музыке ни этнографической документальности, ни упрощённых «популярных» прочтений. Здесь всё непросто. Узнаваемые мелодико-гармонические обороты славянского фольклорного искусства сочетаются то с электронными ритмами, то с острой перкуссией Индии, то с почти академическим симфонизмом, и всё это пронизано протяжёнными джазовыми инструментальными разработками. Прежде всего нужно выделить искушённую игру постоянного партнёра Ростоцкого в его «мировых» проектах 2000-х годов — легендарного трубача и флюгельгорниста Юрия Парфенова, крупнейшего среди наших импровизаторов специалиста по музыкальной ориенталистике, интонациям Востока (что и неудивительно: он впервые прославился ещё на советской сцене в конце 1970-х, играя «ориентальный» джаз-рок с легендарной ташкентской группой «Бумеранг»).
Юрий Парфёнов и Аркадий Кириченко в проекте «Три О», сентябрь 2013
Юрий Парфёнов и Аркадий Кириченко в проекте «Три О», сентябрь 2013

Конечно, работой с Ростоцким трубач не ограничивался. Во-первых, время от времени, когда Сергей Летов собирал для разовых выступлений «Три О», Парфёнов участвовал в этом примечательном проекте, о котором никогда нельзя сказать только одного: что вот сейчас они полностью серьёзны, и в том, что они играют, нет никакой иронии.
ВИДЕО: «Три О» — «Инвенция». Сергей Летов (бас-саксофон), Аркадий Кириченко (бас-труба), Юрий Парфёнов (труба). Культурный центр «ДОМ», 2013

Во-вторых, Юрий Васильевич до начала 2010-х продолжал работать солистом Оркестра им. Олега Лундстрема. В конце 1990-х на гастролях в Швеции оркестр Лундстрема, ещё под руководством самого Олега Леонидовича, сделал впечатляющую концертную запись двух авторских пьес в ориентальном духе: «Бухарский орнамент» Олега Лундстрема и «Дервиш» Юрия Парфёнова. На своём видеоканале Парфёнов наложил на эту запись отличную подборку фотографий, касающихся периода его работы в оркестре Лундстрема.

И, наконец, Парфёнов регулярно появляется на российских фестивальных сценах как приглашённый солист с различными специальными проектами. Среди наиболее запомнившихся выступлений такого рода — проект «Гардарика» Анатолия Вапирова на Фестивале Владимира Резицкого в Архангельске в октябре 2015. Впоследствии запись этого концерта была выпущена московским лейблом ArtBeat Music как Anatoly Vapirov Project «Gardarika / Live in Arkhangelsk».

обложка альбома
обложка альбома

ВИДЕО: Gardarika, 2015
Майк дель Ферро (ф-но, Нидерланды), Сергей Старостин (фольклорные духовые, вокал), Анатолий Вапиров (сопрано-саксофон, Болгария), Антон Горбунов (бас-гитара), Юрий Парфёнов (флюгельгорн), Олег Юданов (ударные)

Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!