Джон Колтрейн, саксофонист-эпоха. Десять главных записей: «Любовь всевышняя»

1 December 2020

Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»

обложка альбома
обложка альбома

У Джона Колтрейна(1926-1967) есть более доступные работы, но одухотворенность этой сюиты побеждает её непростую авангардную форму. Колтрейн извергает из тенор-саксофона поток страстных звуков, которые гипнотизируют, захватывают, вызывают эмоции самого широкого спектра — всё, кроме равнодушия. Неподготовленный слушатель может решить поначалу, что слышит какой-то спонтанный выплеск, но сюита представляет собой хорошо продуманную композиторскую работу, запечатлённую Колтрейном в так называемой «блок-схеме», по которой играли участники квартета.

Партитура или, точнее, блок-схема сюиты «A Love Supreme», написанная рукой Джона Колтрейна (коллекция «Сокровища американской истории» Национального музея американской истории Смитсоновского института, Вашингтон)
Партитура или, точнее, блок-схема сюиты «A Love Supreme», написанная рукой Джона Колтрейна (коллекция «Сокровища американской истории» Национального музея американской истории Смитсоновского института, Вашингтон)

В первой части («Acknowledgement» — «Признание») излагается основная музыкальная тема, задающая эмоциональное поле — от медитации до экстаза. Редкий случай, когда мы можем слышать пение Колтрейна: ближе к финалу части его голос многократно повторяет, как имя Бога, название сюиты, «Любовь всевышняя» — «А Love Supreme». Части «Resolution» («Решимость», с бешеным напором свободного ритма у барабанщика Элвина Джонса) и «Pursuance» («Искания», с контрастными яркими соло участников квартета — пианиста Маккоя Тайнера, Джонса и контрабасиста Джимми Гэррисона) продолжают музыкальное и эмоциональное развитие темы духовных исканий, и в финальной части подводится итог всего сочинения.

Завершающий сюиту «Psalm» («Псалом») — яркое композиторское решение: если вслушаться, саксофон Джона слово за словом, слог за слогом следует за артикуляцией напечатанной на обложке диска «поэмы» Колтрейна, где он излагает духовный опыт своего богоискательства в области синкретического единобожия. Мало кому в музыке удавалось столь же ярко передать молитвенный восторг непосредственного общения с Абсолютом.

Рукопись одноимённой c альбомом поэмы Джона Колтрейна, стоявшая перед Колтрейном вместо нот при записи «Псалма»: количество слогов и ударения совпадают с количеством нот и акцентами в музыке  (коллекция «Сокровища американской истории» Национального музея американской истории Смитсоновского института, Вашингтон)
Рукопись одноимённой c альбомом поэмы Джона Колтрейна, стоявшая перед Колтрейном вместо нот при записи «Псалма»: количество слогов и ударения совпадают с количеством нот и акцентами в музыке (коллекция «Сокровища американской истории» Национального музея американской истории Смитсоновского института, Вашингтон)

ВИДЕО: следим за тем, как Джон Колтрейн интонирует на саксофоне текст собственной поэмы «А Love Supreme»!

Альбом записал легендарный звукорежиссёр Руди Ван Гелдер в своей студии, расположенной внутри его собственного дома в городке Инглвуд-Клиффс, штат Нью-Джерси. Ван Гелдер был весьма своеобразным звукорежиссёром, но его звуковые и инженерные решения отличались одним главным качеством: они работали. Созданные им сотни записей ведущих джазовых артистов 1950-60-х гг. составляют золотой фонд джазовой истории. И «Любовь всевышняя» занимает в этом фонде почётное место близ самой вершины.

Запись была сделана всего за один день, 9 декабря 1964, несмотря на то, что впервые в практике Колтрейна в ней были применены наложения звука (а как ещё может его голос, повторяющий «Любовь всевышняя», звучать поверх его же саксофона?). В январе 1965 пластинка она уже появилась на прилавках магазинов по всей Америке. Продолжительность альбома — всего 33 минуты, но это одна из самых содержательных работ в истории джаза. Кроме того, это самая продаваемая работа Джона Колтрейна: уже к 1970 г., всего за пять лет, её продажи по всему миру превысили 500 000 экземпляров — альбом был широко известен далеко за пределами джазового сообщества и в «эпоху хиппи» конца 60-х — начала 70-х гг. стал своего рода моделью для множества других работ в джазе, а затем и в рок-музыке.

Первопроходец российского джазоведения Леонид Переверзев в книге «Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе» (составитель и редактор Кирилл Мошков, 2011) целую главу в этом фундаментальном труде посвятил «Афро-христианскому опыту» — лежащим в протестантизме корням афроамериканской духовности, глубоко проникшим в художественное творчество многих чёрных художников, писателей и музыкантов. В частности, посвящённая «Любви всевышней» часть главы сообщает:

Как рассказывал сам Колтрейн, идея сюиты внезапно открылась ему целиком, с начала и до конца, после многочасовой медитации. По словам его матери, «Джону явилось видение Бога при её сочинении. Он говорил, что такие видения являлись к нему много раз во время игры. И это было смертельно страшно, потому что когда кто-либо увидит Бога, то скоро умрёт».

Джон Колтрейн умер через два с половиной года после записи альбома «Любовь всевышняя», немного не дожив до 41-летнего возраста.

СЛУШАЕМ весь альбом:«A Love Supreme/John Coltrane» (Impulse! A-77, запись 9 декабря 1964)

Цикл создан редакцией журнала «Джаз.Ру» совместно с Музеем современного искусства «Гараж». Первоначально краткие тексты о десяти альбомах великого джазового саксофониста Джона Колтрейна были подписями к экспонатам на выставке, которая проходила в МСИ «Гараж» в сентябре 2016 и была приурочена к его 90-летнему юбилею. В том же году на основе этих текстов была создана серия подкастов «Колтрейниана». К 94-летию со дня рождения Джона Колтрейна мы выпускаем эту серию в виде текстов с расширенными музыкальными иллюстрациями.
Ранее в цикле:
8. «Полумесяц», 1964 | 7. «Баллады», 1962 | 6. Концерт в «Вилледж Вангард», 1961 | 5. «Африка/медь», 1961 | 4. «Мои любимые вещи», 1961 | 3. «Гигантские шаги», 1959 | 2. Единственный альбом на Blue Note | 1. Дебютный альбом 1957 года

Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!