Джаз.Ру
5634 subscribers

Евгений Лебедев: первый джазовый пианист — Артист Yamaha в России

<100 full reads
120 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 40% of the total page views
4 minutes — average reading time

Джазовый пианист Евгений Лебедев стал Артистом Yamaha: музыкант подписал договор о сотрудничестве с российским представительством японской корпорации. Более 2000 выдающихся музыкантов по всему миру являются Артистами Yamaha — это пианисты и гитаристы, исполнители на духовых и ударных. Среди них — сэр Пол Маккартни и Джейми Каллум, Эл Фостер и сэр Элтон Джон, Алиша Киз, Хироми Уэхара, Денис Мацуев и многие другие. Евгений Лебедев стал первым российским джазовым пианистом в этом статусе.

Евгений Лебедев
Евгений Лебедев
Евгений Лебедев
Евгений Лебедев — это музыкант, который учился у всего мира, но сделал себя сам.
(Народный артист России композитор Анатолий Кролл)

Евгений Лебедев — один из самых ярких джазовых музыкантов своего поколения, обладатель премии журнала Billboard и выпускник прославленного колледжа Бёркли (Berklee College of Music) в Бостоне. Победитель международного конкурса джазовых исполнителей в Бельгии, призёр конкурса пианистов в рамках Джаз-фестиваля в Монтрё (Швейцария) и конкурса Made In New York Jazz Competition (США), он принимал участие в крупнейших джазовых фестивалях мираСреди тех, с кем играл Лебедев — барабанщики Джек ДеДжонетт, Терри-Лин Кэррингтон, Ленни Уайт и Кенвуд Денард, басист Маркус Миллер, трубач Рэнди Бреккер, саксофонисты Давид Санчес, Джо Ловано и Джордж Гарзон, гитарист Дэвид Фьючински и др.

В настоящее время Евгений выступает вместе с басистом Антоном Ревнюком и барабанщиком Игнатом Кравцовым в составе LRK Trio, который вошёл в обойму самых экспортируемых российских джазовых коллективов.

Будучи активно концертирующим пианистом, Евгений много времени уделяет сочинению музыки и педагогической деятельности: он — член Московского Союза композиторов и преподаватель Академии Джаза Игоря Бутмана, проводит различные семинары, курсы и мастер-классы.

Как вы пришли к джазу и когда поняли, что это ваше призвание?

— Честно говоря, не знаю, можно ли назвать призванием то, о чём мечтаешь с детства и к чему стремишься. Для меня скорее это мечта! Ведь я начал заниматься фортепиано и джазом достаточно поздно по профессиональным меркам — в 15 лет, а до этого занимался в музыкальной школе как аккордеонист. Но желание было сильнее здравого смысла, и хорошо, что я тогда не осознавал всех рисков и трудностей, ведь ни разу с тех пор не пожалел. А само решение я принял, посетив в Доме композиторов концерт, который организовывал Юрий Сергеевич Саульский. На афише было написано: «Молодые играют джаз». После этого вечера я не спал несколько ночей и решил, что если и буду продолжать играть музыку, то только такую.

Евгений Лебедев
Евгений Лебедев
Евгений Лебедев

Кто ваши музыкальные кумиры?

— О, их много. Главные джазовые кумиры — это Хёрби Хэнкок, Чик Кориа и Кит Джарретт. Но самый большой вдохновитель — это, пожалуй, Иоганн Себастьян Бах. Он настоящий трудоголик, фанат своего дела, при этом лишённый самолюбования и самовозвеличивания, хоть он и знал себе цену. Не понимаю, как даже чисто физически возможно сделать хотя бы половину того, что он сделал. А какое наследие он оставил! У Баха нет ничего случайного. Всё продуманно и одновременно импровизационно, математически точно, но и возвышенно чувственно. Его произведения всегда имеют несколько слоёв для восприятия, а звучит в итоге завораживающая музыка! Современному искусству не хватает Баха, мне кажется.

Что для вас значит стать Артистом Yamaha?

— Думаю, у каждого человека есть любимый киноактёр, которого, не зная лично, любишь настолько, что создаётся ощущение родства. Похожая история у меня с инструментами Yamaha. Пусть это не покажется странным, но ещё будучи ребёнком, я уже чувствовал себя артистом Yamaha, когда терял счёт времени, музицируя на своём первом синтезаторе. И не так уж важно, есть контракт или нет. С одной стороны, после подписания соглашения ничего особенного не изменилось — инструменты Yamaha окружают меня уже тридцать лет, а с другой, — это, конечно, большая радость, но и ответственность. Поэтому надеюсь, что буду полезен любимому бренду как артист.

Евгений Лебедев: первый джазовый пианист — Артист Yamaha в России

Расскажите про историю ваших взаимоотношений с инструментами Yamaha. Каким было первое знакомство и на каких инструментах вы особенно любите сейчас играть?

— Я чётко помню, мне было лет семь. Мы с семьёй гостили у моей двоюродной сестры. Её супруг тогда недавно купил синтезатор Yamaha с автоаккомпанементом и сыграл нам несколько мелодий. Сказать, что я был в шоке — это ничего не сказать! Я был заворожён возможностями инструмента. Даже не знал, что такое бывает. Родители всё поняли и купили мне Yamaha PSR-51. Вот это было счастье! Потом была Yamaha 510. Я обожал эти инструменты. Потом в первый раз поиграл на концертном рояле Yamaha в зале Фонда культуры, когда стал стипендиатом «Новых имён». В тот вечер мне сразу стало ясно: Yamaha — мой инструмент! Получаю удовольствие от игры на всех роялях Yamaha, от кабинетных до больших концертных. А пианино Yamaha у меня всегда вызывают приятную ностальгию по колледжу Бёркли. Там их, к счастью, было в изобилии, и нагрузки они выдерживали серьёзные. Очень люблю свой старенький цифровой инструмент Yamaha P-95. Его давно сняли с производства, и есть модели лучше, но я свой ни за что не предам. Он не раз меня выручал в Америке, перенёс перелёт в багаже через океан, и я на нём много занимаюсь до сих пор.

ВИДЕО: Евгений Лебедев тестирует новое портативное цифровое фортепиано Yamaha P-125 и рассказывает о том, как оно может использоваться профессиональными музыкантами для домашних занятий

Какими качествами должен обладать инструмент, на котором вам хотелось бы играть на сцене и дома?

— Здесь у меня чёткое представление, хотя, сперва надо разобраться для какого дома и для какой сцены. Так как сам я живу в квартире, то пианино Yamaha Silent Piano — это, пожалуй, самый лучший вариант. Во-первых — это прекрасный акустический инструмент, а во-вторых, это и превосходное цифровое пианино с возможностью заниматься в наушниках. Для сцены я всегда выбираю только акустический инструмент, и здесь многое зависит от площадки. Хотя я не сильно придирчив к тому, какая именно модель Yamaha должна быть на сцене, так как точно знаю, что обязательно найду подход к инструменту.

Цифровые инструменты занимают все больше места в жизни музыкантов. Открывают ли они какие-то дополнительные возможности для исполнителя и композитора?

— Могу привести совершенно конкретный пример. Весной 2020 года я проснулся ранним утром с чёткой музыкальной идеей. Это была ещё не пьеса, а только идея, состоящая из гармонии и ритма. Не стал будить всех и сразу сел за цифровой инструмент в наушниках. Поискал различные вариации и сразу же записал фрагмент в память цифрового фортепиано. Дальше проснулись дети, начались обычные бытовые хлопоты. Естественно, днём я уже не помнил утренний набросок, но был за него спокоен, так как он был надёжно сохранён в памяти инструмента. Уже вечером я спокойно завершил композицию: быстро пришла мелодия поверх основной идеи и оформилась пьеса целиком. Скоро выпустим её с LRK Trio. Называется «Groundhog Day». Меня не могут не радовать подобные «плюсы» цифровых инструментов.

Как вы считаете, какие функции цифрового фортепиано можно использовать в процессе обучения игре джазовой музыки?

— Абсолютно все. От метронома и автоаккомпанемента до переключения различных тембров и разделения клавиатуры. Для обучения джазу цифровой инструмент идеален, я считаю. Но про занятия на акустическом пианино не нужно забывать тоже!

ВИДЕО: Евгений Лебедев делится своими впечатлениями о новом поколении цифровых фортепиано серии Clavinova и представляет флагманскую модель Yamaha Clavinova CLP-785

Вы много играете в ансамбле, расскажите, пожалуйста, чем вас привлекает этот тип музицирования?

— Чем больше занимаюсь джазом, тем больше осознаю, что музыка — это не ноты. Музыка — это энергия. И именно в ансамбле особенно чувствуешь этот обмен энергией между артистами и публикой. Здесь происходит невербальное общение, и музыкальная беседа способна завести вас очень далеко. Ноты, конечно, тоже важны, но только если в них есть энергия.

Как вы начали преподавать и с какими трудностями чаще всего сталкиваются ученики?

— Активно преподаю уже лет пятнадцать, хотя совсем не собирался этим заниматься. Более того, даже опасался, и сам никогда бы не начал, если бы не спрос: не стал отказывать желающим учиться и постепенно втянулся в процесс, так как понял, что сам благодаря этому развиваюсь. Вот уже третий год я являюсь преподавателем Академии Джаза Игоря Бутмана и получаю огромное удовольствие от процесса. Самая распространённая трудность у учеников — это, пожалуй, неуверенность в своих силах. Конечно, я могу назвать много других, чисто технических трудностей; но неуверенность, думаю, самая важная, так как тянет за собой все остальные. Сам себя не считаю очень уж уверенным человеком, но именно музыка и помогает обрести уверенность и закалить волю.

Евгений Лебедев с учеником
Евгений Лебедев с учеником
Евгений Лебедев с учеником

С чего бы вы посоветовали начать человеку, который хочет импровизировать, но не знает, как это делать?

— Здесь важно просто начать. Ведь импровизация — это своего рода выход из привычной зоны комфорта, и чем раньше музыкант начинает выходить из этой зоны, тем дальше он сможет продвинуться в искусстве импровизации. Сейчас есть множество пособий, курсов, талантливых педагогов, которые помогут начинающему импровизатору, но если не выходить каждый раз из зоны комфорта, то ничего не получится.

Какие советы вы могли бы дать начинающим джазовым музыкантам?

— Первокурсникам в Академии Джаза я всегда даю сначала письменное задание, где студенты должны описать, зачем они хотят заниматься джазом, к чему стремятся, какие у них глобальные и обозримые цели и что им может помешать в достижении этих целей. Пожалуй, написать такое эссе я бы и посоветовал начинающим музыкантам. Мне кажется, это вообще важно для творческого человека. Нам необходимо понимать, куда и как двигаться в творчестве, а не просто плыть по течению.

ВИДЕО: концерт LRK Trio в КЗ Зарядье 24 сентября 2021

Интересно? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!