Фильмография советского джаза. «Карнавальная ночь» (1956)

Кирилл Мошков, редактор «Джаз.Ру»

Фильмография советского и российского джаза, увы, не слишком длинна. Если не считать документальные ленты и мультики, то за советский период — с 1934, когда вышел самый первый в СССР звуковой музыкальный фильм, и до 1991, когда СССР прекратил существование, — нам удалось насчитать всего 12 полнометражных художественных фильмов, в которых джаз выступает как сюжетно важный элемент. Новый цикл публикаций на канале «Джаз.Ру» в Яндекс Дзен рассказывает обо всех этих фильмах, а по возможности и показывает их фрагменты.

плакат к фильму, 1956
плакат к фильму, 1956

«Карнавальная ночь» (1956)

Режиссёр Эльдар Рязанов. Композитор Анатолий Лепин

Дебютная лента молодого режиссёра стала одним из самых популярных фильмов периода хрущёвской «оттепели». Впервые после окончания «периода разгибания саксофонов» (1946-1954) в фильме был широко представлен джаз, причём исполненный высококлассным оркестром трубача Эдди Рознера. Правда, самого Рознера не было на экране: джазмен всего за полтора года до съёмок вернулся из «мест не столь отдалённых», где провёл более семи лет. Несмотря на явное наступление «оттепели», снимать в фильме иммигранта из буржуазной Польши, тем более — родом из Берлина, и тем более — подвергшегося в СССР репрессиям, было «не рекомендовано».

Анатолий Лепин (Anatols Liepiņš)
Анатолий Лепин (Anatols Liepiņš)

Всю музыку к фильму написал Анатолий Лепин — латыш по происхождению, родившийся в Москве (Лепин — русифицированная форма латышской фамилии Лиепиньш). Он в 1936 г. окончил Московскую консерваторию по классу композиции, преподавал в Ташкентской и Харьковской консерваториях, но увлекался и джазом, даже писал песни для Леонида Утёсова. В 1950 Лепин снова поселился в Москве после пяти лет работы в послевоенной Риге, где создавал музыку для Латвийского музыкального театра и даже написал гимн Латвийской ССР. Лепин активно работал в киномузыке: ещё до «Карнавальной ночи» его произведения звучали в фильмах «Здравствуй, Москва!», «Сын полка», «Мы с вами где-то встречались», «Солдат Иван Бровкин» и др.

Работа над музыкой к фильму. Два Э.Р. : в центре кадра молодой Эльдар Рязанов, справа внизу Эдди Рознер
Работа над музыкой к фильму. Два Э.Р. : в центре кадра молодой Эльдар Рязанов, справа внизу Эдди Рознер

Факт, ставший хрестоматийным: в ярком эксцентрическом номере «Ансамбль пенсии и пляски», в котором, по сюжету, молодёжный джаз-бэнд прячется от директора-бюрократа Серафима Ивановича Огурцова (звезда советских кинокомедий Игорь Ильинский) за накладными бородами и седыми париками «оркестра ветеранов», впервые в советском кино прозвучало джазовое соло на ударных — в исполнении барабанщика рознеровского оркестра Бориса Матвеева (1928-2006).

Кадр из фильма: репетиция джаз-оркестра, за барабанами (спиной к камере) Борис Матвеев
Кадр из фильма: репетиция джаз-оркестра, за барабанами (спиной к камере) Борис Матвеев

ВИДЕО: «Ансамбль пенсии и пляски», включая соло Бориса Матвеева на барабанах
Отчётливо видно, что при записи соло было сымпровизировано, но при съёмке под фонограмму повторить записанное соло в точности барабанщик не смог!

Впрочем, в историю советской музыки фильм вошёл скорее благодаря песенным номерам в исполнении 20-летней Людмилы Гурченко («Пять минут», «Песенка о хорошем настроении»). Они не носили выраженного джазового характера, но зато были записаны — впервые в СССР — по новейшей технологии: сначала была сделана фонограмма эстрадного оркестра, а затем Гурченко в пустой студии записывала вокал методом наложения, и весь Мосфильм сбежался смотреть на это технологическое чудо. При съёмках фильма в интерьерах Театра Советской Армии актриса, конечно, только открывала рот под фонограмму, как это обычно делается.
ВИДЕО: песня из фильма в исполнении Людмилы Гурченко

СМОТРЕТЬ ФИЛЬМ ЦЕЛИКОМ

Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх справа внизу) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!