Джаз.Ру
6238 subscribers

Фильмография советского джаза. «Музыкальная история» (1940)

403 full reads
529 story viewsUnique page visitors
403 read the story to the endThat's 76% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Кирилл Мошков, редактор «Джаз.Ру»

Фильмография советского и российского джаза, увы, не слишком длинна. Если не считать документальные ленты и мультики, то за советский период — с 1934, когда вышел самый первый в СССР звуковой музыкальный фильм, и до 1991, когда СССР прекратил существование, — нам удалось насчитать всего 12 полнометражных художественных фильмов, в которых джаз выступает как сюжетно важный элемент. Новый цикл публикаций на канале «Джаз.Ру» в Яндекс Дзен расскажет обо всех этих фильмах, а по возможности и покажет их фрагменты.

«Музыкальная история» (1940)

Режиссёры Александр Ивановский, Герберт Раппапорт. Композитор Дмитрий Астраданцев.

Фильмография советского джаза. «Музыкальная история» (1940)
Фильмография советского джаза. «Музыкальная история» (1940)

В главной роли снялся прославленный оперный тенор Сергей Лемешев, и, в общем, удостоенная Сталинской премии II степени лента посвящена именно истории оперного певца-самородка, который приходит в мир академической музыки из самодеятельности: персонаж Лемешева, Петя Говорков, в начале фильма работает простым таксистом. Звучит музыка Чайковского, Бизе, Бородина и Римского-Корсакова — в общем, классика доминирует. И нас бы в связи с историей советского джаза этот фильм совсем не заинтересовал, если бы не тот факт, что в киноленте присутствует внешне забавный, но глубоко характерный и важный для понимания той эпохи эпизод противостояния симфонического оркестра и джазового биг-бэнда, переманивающих друг у друга барабанщика.

Барабанщик Костя
Барабанщик Костя

Устами руководителя оперной студии клуба работников автотранспорта Василия Фомича Македонского (актёр Николай Коновалов) создатели фильма провозглашают официальную позицию 1930-х по отношению к джазу:

Джаз — это здоровое развлечение, и глупо было бы с этим спорить. Но он не должен становиться на пути у святого искусства! Костя, чему ты можешь здесь научиться — подкидывать палочки? А я научу тебя музыке, я достану тебе литавры!..

На что антипатичный руководитель «Авто-джаза» резонно замечает: «Барабанщик в опере — последний человек, а в джазе — это король!»

СМОТРИМ ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА: конфликт оперы и джаза!

СМОТРЕТЬ ФИЛЬМ ЦЕЛИКОМ

Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх справа внизу) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!