Фильмография советского джаза. «Зимний вечер в Гаграх» (1985)

«Зимний вечер в Гаграх» (Мосфильм, 1985)

Режиссёр Карен Шахназаров. Композитор Анатолий Кролл

Через два года после «Мы из джаза» тандем режиссёра Шахназарова и композитора Кролла вновь «выстрелил». Да так, что год спустя, в 1986-м, Карен Шахназаров стал лауреатом премии Ленинского комсомола сразу за два фильма — «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх». Популярность фильма оказалась огромной — хотя и ниже, чем у «Мы из джаза»: 12 миллионов кинозрителей в первый год проката против 17. Но ведь это не лёгкая комедия, как предыдущий фильм. Это довольно серьёзная музыкальная драма.

Забытого всеми пожилого тэп-дэнсера Беглова (в фильме чечёточников, впрочем, именуют не тэп-дэнсерами, а «степистами») изумительно сыграл Евгений Евстигнеев. Прославленный актёр, кстати, владел джазовыми ритмами вполне уверенно, так как в молодости играл на барабанах в джаз-бэнде. Александр Панкратов-Чёрный, сыгравший в «Мы из джаза» одесского банджиста Степана, на сей раз выступает в роли лишённого чувства ритма молодого здоровяка, который требует у ветерана научить его «степу» (т. е. тэп-дэнсу, чечётке).

Евгений Евстигнеев в роли Алексея Беглова
Евгений Евстигнеев в роли Алексея Беглова

История отлично встроена в достаточно широкую панораму социальных проблем — тут и отчуждение поколений, и наступление «бездуховной» массовой культуры — но при этом остаётся понятной и близкой широкому зрителю личной, персональной историей, подобных которым каждый взрослый человек видел и знает множество.

Пожилой танцор-чечёточник Беглов дорабатывает до пенсии скромным репетитором танцев большого и пошлого эстрадного шоу, которое показано в фильме как некий блестящий Молох, алчно пожирающий души всех, кто вовлечён в его орбиту. Только у некоторых «стариков» ещё остались тёплые и светлые воспоминания о 50-х, когда они были молоды, играли джаз и танцевали под джаз...
ВИДЕО: фрагмент фильмафлэшбэк из 50-х. Юность чечёточника Беглова (в роли молодого Алексея Беглова снялся тэп-дэнсер Аркадий Насыров)

Правда, музыкальным символом того времени в фильме сделана не так чтобы уж очень джазовая французская песенка «Пчела и мотылёк» (в оригинале Анри Сальвадора — «Пчела и бабочка», «L'abeille et le papillon»). Кстати, в эпизоде, связанном с этой песенкой, без упоминания в титрах мелькает на экране и автор музыки к фильму Анатолий Кролл — в крошечной роли дирижёра Степана: «Ну мало ли что я играл, когда-а было это ...»

Интересно, что в этом же эпизоде звучит и ещё один голос, знакомый по предыдущей ленте Шахназарова и Кролла: персонаж актрисы Натальи Гундаревой поёт голосом Ларисы Долиной, которая в то время всё ещё работала в оркестре Анатолия Кролла «Современник». Правда, в отличие от «Мы из Джаза», в кадре Долина не появляется. Характерно, что этот её микрономер в фильме вновь, как это было и в «Мы из Джаза», написан не Кроллом, хотя он указан в титрах автором всей музыки к фильму. «Песню о дружбе», которую за оператором фильма Владимиром Шевциком подхватывает персонаж Гундаревой, в далёкие 1930-е написал то ли аккомпаниатор певца Вадима Козина пианист Владимир Сидоров, то ли репрессированный композитор Павел Русаков (известный также как Поль Марсель, 1908-1973).

Кадр из фильма: Степан (Анатолий Кролл) дирижирует оркестром
Кадр из фильма: Степан (Анатолий Кролл) дирижирует оркестром

В фильме вообще многое остаётся за кадром, но важно для его понимания. Так, прототипом Беглова был чечёточник Алексей Быстров, выступавший в 1940-е в том числе с джаз-оркестром Эдди Рознера; этот биг-бэнд после отъезда Рознера на родину, в Германию, стал основой оркестра «Современник», руководить которым был назначен Анатолий Кролл; и именно Быстров учил тэп-дэнсу («степу») Аркадия Насырова, который играл молодого Беглова во флэшбэках «Зимнего вечера». Мало того, знакомство Шахназарова и Быстрова состоялось на фильме «Мы из Джаза», где пожилой артист был скромным репетитором по чечётке... и вскоре умер: он был нездоров, по словам режиссёра — злоупотреблял алкоголем... Вскоре после выхода «Зимнего вечера» на экраны с режиссёром связалась взволнованная молодая женщина, узнавшая в истории жизни Алексея Ивановича Беглова историю собственного отца, которым был... Алексей Быстров. Она даже не знала, что в конце жизни её отец был знаком и работал с Шахназаровым и что создатели фильма именно его историю жизни как раз и положили в основу сценария, потому что между ней и отцом стояло такое же отчуждение, как между главным героем фильма и его дочерью, которая по сценарию даже не пригласила отца на собственную свадьбу...

Вот и джаз всё время оказывается где-то за кадром, где-то за краем переживаний персонажей киноленты — но он важен для понимания контекста этого фильма.

СМОТРЕТЬ ФИЛЬМ ЦЕЛИКОМ

Редкий плакат к фильму, 1985
Редкий плакат к фильму, 1985

Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх справа внизу) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!