Гитарист Джанго Райнхардт, великий цыган джаза

23 January
Джанго Райнхардт, 1950. Научная реставрация цвета: Conor Nickerson.
Джанго Райнхардт, 1950. Научная реставрация цвета: Conor Nickerson.

Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»
текст основан на подкасте того же автора, 2008

23 января 2020 исполнилось 110 лет со дня рождения первого в истории джаза всемирно известного музыканта из Европы. Этого великого гитариста мы, по традиции советской редактуры ещё 1950-60-х гг., знаем под именем Джанго Рейнхардт. В США его имя, Django Reinhardt, произносится примерно как “Джэнго Райнхард”, а во Франции, где он прожил большую часть своей жизни – Джанго Рэнар, с ударением на последнем слоге. Наше издание использует компромиссное написание: Джанго Райнхардт.

Django Reinhardt
Django Reinhardt

До второй мировой войны практически все международные звёзды джаза были американцами, что и неудивительно: ведь Северная Америка – родина джаза. Пожалуй, первой всемирной джазовой суперзвездой тех лет родом из Старого Света был французский цыганский гитарист Джанго Райнхардт.

Жан-Батист Рэнар (именно так, и с ударением на последний слог!) родился в цыганском таборе в Бельгии 23 января 1910 года, но всё его детство и молодость прошли на окраинах Парижа, в таборе, который стоял у парижских ворот Шуази. В 12-летнем возрасте он научился играть на банджо, а затем и на гитаре, не взяв ни единого урока – просто глядя на то, как играли цыганские гитаристы в таборе. В 18 лет Джанго Райнхардт женился, хотя жил, в общем-то, в нищете: сам он говорил, что до свадьбы носил только обноски старших цыган табора и никогда не спал на настоящей кровати и вообще в настоящем доме – только в цыганской кибитке. Именно в такой кибитке и случилось событие, радикально изменившее жизнь Джанго. Его молодая жена Белла делала на продажу целлулоидные цветы, чтобы как-то прокормить семью: заработков гитариста Джанго в ночном клубе La Java не хватало. Вернувшись ночью из клуба, Джанго услышал в кибитке шорох, как будто среди целлулоидных обрезков бегали мыши. Он машинально наклонился со свечой в руке, целлулоид вспыхнул, и только быстрая помощь соседей по табору помогли Джанго и его жене выбраться из кибитки, которая сгорела дотла. Жена не пострадала, но правая нога и левая рука Джанго были сильно обожжены. Ногу хотели ампутировать, но Джанго отказался, и, как выяснилось, не зря – уже через год он мог ходить, только слегка опираясь на трость. Хуже было с рукой. У гитариста левая рука – самая рабочая, а безымянный палец и мизинец его левой руки оказались безнадёжно искалечены, на всю жизнь оставшись пригнутыми к самой ладони. Но сила воли Джанго и любовь к музыке оказались поразительны: всего за год он научился играть на гитаре заново, используя для своих невероятно виртуозных соло всего два пальца, указательный и средний – повреждёнными пальцами он только изредка мог прижимать вспомогательные ноты аккорда.

Джанго не скрывал, что у него искалечена рука, и даже гордился тем, что он преодолел ограничения от увечья.
Джанго не скрывал, что у него искалечена рука, и даже гордился тем, что он преодолел ограничения от увечья.

В это самое время – а это рубеж 20-30-х гг. – Джанго Рейнхардт увлёкся американским джазом, успешно вплавляя в него цыганские традиции игры на акустической гитаре.
ВИДЕО: Quintette du Hot Club de France, киносъёмка конца 1930-х

На его ранних записях этот уникальный сплав очень хорошо слышен: ритм ведут контрабас и две ритм-гитары (барабанов в ансамбле не было), а солируют по очереди юный скрипач Стефан Граппелли и гитарист Джанго Рейнхардт, причём поверить, что он для игры использует всего два пальца левой руки, совершенно невозможно!

 Quintette du Hot Club de France
Quintette du Hot Club de France

Слушаем запись 1936 г. Джанго здесь 26 лет. Легендарный «Квинтет Хот-Клуба Франции» играет тему «Swing Guitars».

Вторая мировая война застала Джанго Рейнхардта в Лондоне, и часть музыкантов его ансамбля (в том числе скрипач Стефан Граппелли) там так и осталась, а вот Джанго сразу же вернулся в Париж... и попал под немецкую оккупацию. И на этом бы его история завершилась, потому что цыган при гитлеровском «новом порядке» ждала такая же печальная судьба, как и евреев. Но у Джанго нашёлся высокий покровитель: влиятельный офицер немецкой авиации Дитрих Шульц-Кён, по прозвищу «Доктор Джаз», благодаря которому многие французские джазовые музыканты во времена оккупации избежали чересчур тесного знакомства с гестапо.

После освобождения Франции Джанго с удовольствием вернулся к гастролям и даже впервые в жизни отправился в Америку. До войны он много записывался с американскими музыкантами в Париже, и старые связи помогли – Джанго даже выступал одно время «специальным гостем» в оркестре Дюка Эллингтона. Но Дюк заставлял его играть на электрогитаре, что не очень нравилось ни Джанго, ни его поклонникам, да и ритмичный цыганский свинг, который играл европейский гитарист, американской музыке уже казался старомодным.

СЛУШАЕМ: Джанго Райнхардт на электрогитаре c оркестром Дюка Эллингтона, запись с концерта в Чикаго 10 ноября 1946. «Blues Riff»

Джанго вернулся во Францию, некоторое время работал сольно, но с 1951 г. больше не выступал: здоровье портилось. 16 мая 1953 года у 43-летнего гитариста случился инсульт, его отвезли в больницу, но спасти не смогли.

Казалось бы, очень короткая и неровная карьера, но Джанго Рейнхардт повлиял на огромное количество гитаристов по всему миру – помните, как в фильме Вуди Аллена «Сладкий и гадкий» главный герой, никогда не существовавший Эмметт Рэй, слушает пластинки Джанго и падает в обморок при появлении своего французского кумира?

ВИДЕО: фрагмент фильма «Сладкий и гадкий» («Sweet and Lowdown», 1999). Главный герой киноленты, гитарист Эмметт Рэй, слушает пластинки Джанго Райнхардта.

А помните супервиртуозного гитариста с характерным цыганским лицом в первых кадрах замечательной ленты французского мультипликатора Сильвэна Шомэ с музыкой Бенуа Шарэ, «Трио из Бельвилля»?
ВИДЕО: первые кадры мультфильма «Les Triplettes de Belleville» (2003). Напоминающий Джанго персонаж появляется примерно на 0:45.

Все эти образы — Джанго, и Джанго до сих пор слышен едва ли не в каждой ноте музыкантов популярного в Европе и по всему миру направления «джаз-мануш» (jazz manouche, цыганский джаз).

В завершение послушаем сделанную в Париже в 1939 г. запись Джанго с музыкантами оркестра Дюка Эллингтона, Рекс Стюарт – корнет, Барни Бигард – кларнет и барабаны, Билли Тэйлор – контрабас и Джанго Райнхардт – гитара. Тема Рекса Стюарта «Monmartre».

Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!