Гитарист Пэт Мэтини: в день 65-летия музыканта — о его первом альбоме

12 August 2019

Кирилл Мошков, редактор «Джаз.Ру»

12 августа 2019 исполняется 65 лет одному из ведущих гитаристов современного джаза. Патрик Брюс «Пэт» Мэтини (Pat Metheny) родился 12 августа 1954 года в городке Лиз-Саммит близ Канзас-Сити, штат Миссури. Его ансамбль Pat Metheny Group — стадионный джаз-роковый коллектив, выступавший даже в СССР в конце 80-х — и нынешний Pat Metheny Unity Band, его совместные проекты с титаном традиционной джазовой гитары Джимом Холлом, с первопроходцем джазового авангарда — саксофонистом Орнеттом Коулманом, с ведущими контрабасистами 1970-80-х гг. Чарли Хэйденом и Дейвом Холландом, его радикальные проекты на грани «шумовой» музыки и предназначенные самой широкой аудитории композиторские сочинения в духе симфонического минимализма, его работы с гитарным синтезатором, акустической баритон-гитарой, 42-струнным гибридным инструментом «Пикассо», его 20 премий Grammy в рекордных 10 разных жанровых категориях — всё это свидетельства чрезвычайно широких интересов и устремлений уникального музыканта.

Поэтому мы решили не пытаться охватить в одном тексте все работы Пэта Мэтини, а почтить артиста в его 65-й день рождения рассказом о его самой первой сольной работе в звукозаписи.

Pat Metheny
Pat Metheny

43 года назад на западногерманской фирме грамзаписи ЕСМ (Editions of Contemporary Music, «Издательство современной музыки») вышел дебютный альбом мало ещё кому известного молодого американского гитариста, записанный в декабре 1975 года в составе трио. Гитарист, родом со Среднего Запада США, играл электрическую музыку, хотя и довольно прозрачного звучания — без рёва гитарных искажений, характерных для джаз-рока тех лет. Звучание его электрогитары напоминало звук инструмента его кумира, великого джазового гитариста Джима Холла, но в манере игры слышалось, что молодой музыкант слушает не только джазовый мэйнстрим. Необычная, весьма нешаблонная фразировка говорила о том, что на его глубоко индивидуальный почерк повлияла и американская кантри-музыка, и, скажем, творчество отца фри-джаза Орнетта Коулмана. Альбом даже заканчивался попурри из двух тем Орнетта. Гитаристу в момент записи этого альбома был 21 год.

Вторым важным голосом на альбоме была бас-гитара. По тем временам этот инструмент был ещё довольно новым, он всего полтора десятка лет как вошёл в широкое употребление. Хотя в рок-музыке и соул он нашёл самое широкое применение и там уже было много мастеров игры на электробасу, в импровизационной музыке к четырёхструнной бас-гитаре всё ещё относились с некоторым подозрением, как к агенту вражеской державы, а пяти- и шестиструнных разновидностей электробаса ещё и вовсе не было в природе.

Но бас-гитарист, игравший на этом альбоме, звучал как зрелый мастер, чьё искусство игры далеко превосходило возможности большинства бас-гитаристов той эпохи. Этот басист был постарше гитариста: ему только что исполнилось 24. Они уже работали вместе: полутора годами раньше они вместе записались на альбоме пианиста и клавишника Пола Блэя и время от времени вместе выступали — то во Флориде, в городе Форт-Лодердейл, где жил басист, то в Нью-Йорке.

Уже играл вместе с гитаристом и барабанщик: вместе они уже два года работали в ансамбле известного вибрафониста Гэри Бёртона. Именно благодаря Бёртону, с которым гитарист уже записывался для ECM, молодому музыканту удалось получить контракт с западногерманской фирмой, глава которой, Манфред Айхер, выступил в качестве продюсера дебютного альбома гитариста. Для записи этой работы американское трио прилетело в Западную Германию, в город Людвигсбург, где с ними работал звукорежиссёр Мартин Виланд.

Барабанщик был самым старшим в этом трио, ему в момент записи было целых 27 лет. Ему удалось своей достаточно свободной и, как говорится, «отвязной» игрой не только удачно связать голоса гитары и бас-гитары, обладатели которых и так импровизировали совместно со степенью взаимопонимания, близкой к телепатии; игра барабанщика создавала ощущение ритмической текучести, лёгкости, которое так ценил продюсер Манфред Айхер.

Ещё никто не знал, что всего через три года гитарист соберёт собственную группу, которая в 80-е станет самым популярным джаз-роковым составом в мире и будет собирать огромные стадионы. Ещё никто не знал, что всего через год бас-гитарист станет постоянным участником самой популярной джаз-рок-группы 70-х — Weather Report — и запишет с ней несколько лучших пластинок направления фьюжн. Это всего лишь дебютный альбом, значение которого стало понятно только через пару десятилетий после его записи — тогда, когда удивительного бас-гитариста уже не было в живых.

Pat Metheny, Jaco Pastorius. 1975
Pat Metheny, Jaco Pastorius. 1975

Осталось назвать имена. На барабанах — Боб Мозес (Bob Moses), на бас-гитаре — Джако Пасториус (Jaco Pastorius), на гитаре — Пэт Мэтини (Pat Metheny). Мы слушаем дебютный альбом Пэта Мэтини «Bright Size Life», записанный почти 44 года назад, в декабре 1975 года.

БОНУС: видео! Пэт Мэтини играет заглавную пьесу своего дебютного альбома в трио: Ришар Бона (электробас), Антонио Санчес (барабаны). 2010

Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!