Гитарист Стэнли Джордан и его двуручный тэппинг

31 July 2019

Обычно говорят: «Стэнли Джордан — гитарист, который изобрёл двуручный тэппинг». Мы скажем аккуратнее: Стэнли Джордан — гитарист, которому приписывают изобретение двуручного тэппинга. 31 июля 2019 ему исполнилось 60 лет.

Stanley Jordan (фото © Владимир Коробицын)
Stanley Jordan (фото © Владимир Коробицын)

Стэнли Джордан (Stanley Jordan, р. 1959, Чикаго) с шести лет серьёзно занимался фортепиано и только в одиннадцать, подражая Джими Хендриксу и Карлосу Сантане, самостоятельно освоил гитару. Детские уроки не прошли даром. Сегодня Джордан широко известен благодаря своей феноменальной технике тэпа, или тэппинга — игре на гитарном грифе двумя руками. Его диск «Magic Touch» (Blue Note, 1985) — третий в его дискографии, но первый, где помимо ансамблевых композиций были сольные, исполненные новым методом — произвёл сенсацию. После этого Джордан стал желанным гостем джазовых фестивалей в Европе и Америке, выступал и с сольными концертами, и в ансамблях. «Когда я его слышу, — обронил как-то ведущий фьюжн-гитарист Джон Скофилд, — то думаю, что играют два гитариста».

Жизнь Стэнли Джордана полна неожиданных поворотов. Он был вполне обычным джазовым гитаристом, учился в Принстонском университете, где изучал композицию у корифея американского академического авангарда Милтона Бэббита. И параллельно он работал над собственной системой гитарной игры. Столкнувшись с сопротивлением гитарного строя при игре двуручным тэппингом, он даже изменил настройку своей электрогитары: у него она строит EADGCF, то есть по квартам (как шестиструнная бас-гитара), вместо стандартного гитарного EADGBE.

Stanley Jordan (фото © Владимир Коробицын)
Stanley Jordan (фото © Владимир Коробицын)

В возрасте 25 лет Стэнли стал первым «новым» артистом, с кем подписала контракт на запись альбомов восстановленная корпорацией EMI легендарная фирма грамзаписи Blue Note, которая до этого больше 15 лет только выпускала переиздания великих альбомов из 50-60-х гг. И, конечно, основную роль в решении нового главы лейбла Брюса Ландвалла «подписать» Джордана сыграло то, что он играл джаз совершенно необычным способом.

Тэппинг — это когда гитарист играет пальцами обеих рук на грифе инструмента, как на клавиатуре рояля. Звук извлекается не обычным ударом по струне, а быстрым сильным прижатием струны к грифу. Если натягивать струны гитары достаточно низко, чтобы они легко прижимались к грифу — игра тэппингом получается особенно впечатляющей.
ВИДЕО: Стэнли Джордан играет тему «Jumpin' Jack» на концерте «One night with Blue Note», 1985

Трудно сказать, сам ли Джордан в начале 1980-х придумал эту технику. Элементы её, во всяком случае, применялись давным-давно ещё на классической акустической гитаре — даже в популярном переложении увертюры «Арагонская хота» Михаила Глинки классические гитаристы в СССР обожали демонстративно вздёргивать правую руку вверх, пока левая извлекала ноты на грифе именно техникой тэппинга (правда, это тогда так ещё не называлось). Николо Паганини ещё в XVIII столетии играл на скрипке короткие эпизоды в технике, весьма напоминающей гитарный тэппинг (кстати, он прекрасно играл и на гитаре тоже). В середине 1920-х джазовый гитарист Рой Смэк включил в свой арсенал приём игры, почти в точности напоминающий двуручный тэппинг. Итальянский гитарист Витторио Камардезе уже в середине 1960-х демонстрировал по телевидению игру двуручным тэппингом на классической акустической гитаре. В начале 1970-х джазовый гитарист Эмметт Чэпмен разработал собственный метод двуручного тэппинга (так называемый метод Free Hands) — правда, этот метод лучше всего получался не на обычной гитаре, а на разработанном Чэмпеном специальном инструменте Chapman Stick. В рок-музыке сначала Стив Хэккетт из группы Genesis играл в своих соло небольшие эпизоды тэппингом — правда, не полностью двуручным: в левой руке работали два пальца, а в правой — только один, указательный, но зато он записал самые ранние в рок-музыке эпизоды тэппинга — на альбоме «Nursery Crime» (1971). А популяризатором этого приёма был Эдди Ван Хален из группы, соответственно, Van Halen, который в конце 70-х придумал эффектное соло таким же «трёхпальцевым» тэппингом.

Однако именно Стэнли Джордан был первым, кто сделал тэппинг а) полностью двуручным б) непрерывным в) исключительным средством сольной игры. Он играл тэппингом обеими руками на грифе гитары, задействуя не три, а семь и даже восемь пальцев и не используя традиционного звукоизвлечения вообще — только тэппинг, только яркий, громкий прижим струн пальцами обеих рук.
ВИДЕО: Стэнли Джордан играет импровизацию на тему «Eleanor Rigby» Пола Маккартни на Ньюпортском джаз-фестивале 23 августа 1986

Заметим, он и в этом не был одинок: одновременно с ним (и независимо от него) в СССР очень похожую технику разработал крымско-татарский гитарист Энвер Измайлов, который до сих пор выступает с тэппинговыми концертами на джазовых фестивалях — но в мировом масштабе известен, конечно, меньше, потому что на стороне Джордана была вся мощь американского шоу-бизнеса. До 1998 г. его альбомы выходили в основном на Blue Note, мощном джазовом лейбле, не жалевшем ресурсов на раскрутку своих артистов.

Впрочем, около 20 лет назад Стэнли Джордан совершил очередной резкий поворот в жизни. Он разочаровался в шоу-бизнесе, перестал выпускать коммерческие альбомы и на долгие годы ушёл в занятия так называемой «музыкальной терапией».

Только с конца 2000-х он опять время от времени ездит в турне, в том числе и в Россию; на гастролях он по-прежнему играет лёгкий фьюжн, основное музыкальное содержание которого составляет само чудо тэппинга — многозвучная, полифоничная игра на гитаре, невозможная при использовании обычной техники.

Стэнли Джордан на сцене джаз-фестиваля в Новосибирске, 2010 (фото © Анна Филипьева)
Стэнли Джордан на сцене джаз-фестиваля в Новосибирске, 2010 (фото © Анна Филипьева)

После десятилетнего перерыва он в 2008 г. вновь начал выпускать альбомы: все три, вышедшие с тех пор, были изданы независимым мичиганским джазовым лейблом Mack Avenue. Интересно, что в большей части этого материала «новый» Стэнли Джордан играет в основном традиционной техникой, как обычный джазовый гитарист в составе обычного джазового ансамбля. Только на самом новом (пока?) альбоме — «Дуэты» (2015) — он задействует тэппинг, играя в дуэтах с другими музыкантами — вот как в этом дуэте с джазовым гитаристом Кевином Юбэнксом.

Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!