Джаз.Ру
6235 subscribers

История джаза с Владимиром Фейертагом. Полузабытые титаны: трубач Чарли Шейверс

178 full reads
286 story viewsUnique page visitors
178 read the story to the endThat's 62% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Автор цикла — 87-летний старейшина российской джазовой историографии Владимир Фейертаг. Он рассказывает о джазменах, которые по разным причинам не достигли уровня известности суперзвёзд, но их роль в истории мало чем уступала значению титанов джазового искусства.
В более ранних выпусках:
трубач Эрскин Хокинс; пианист Мэтт Деннис ; поющий пианист Бадди Греко, трубач-аранжировщик Сай Оливер; тромбонист Майк Зверин.

Владимир Фейертаг
Владимир Фейертаг

Чарли Шейверс (Charlie Shavers)

Charlie Shavers (photo © William Gottlieb, 1947)
Charlie Shavers (photo © William Gottlieb, 1947)

Мы играли «Undecided» по печатным американским нотам для состава 3х3. Это был хит в нашем репертуаре. Другие оркестры исполняли эту тему по каким-то самодеятельным оркестровкам и почему-то под названием «Ветерок в пустыне». Простая мелодия, выразительная, зажигательная, напоминающая блюз (уход в третьем такте в субдоминанту). Нам часто приходилось бисировать, так она нравилась публике. Знал, что Чарли Шейверс — трубач. Но ни одной записи с ним не было. А он, оказывается, играл в двух знаменитых командах — в секстете Джона Кирби и в оркестре Томми Дорси. А список партнёров, с которыми он что-то записывал, так велик, что легче было бы назвать, с кем он не успел поиграть. И ещё, оказывается, был всеобщим любимцем.
СЛУШАЕМ: Charlie Shavers «Undecided» (1938)

Чарльз Джеймс Шейверс родился в Нью-Йорке в 1917 году. Играть на трубе его научил отец — трубач-любитель. Подвижный, смышлёный, улыбчивый юноша в 14 лет умел играть на банджо, отбивать чечётку, брать высокие ноты на трубе и мурлыкать песенки приятным тенорком. В 1935 году он уже играл в оркестрах кларнетиста Джимми Нуна, корнетиста Бобби Хэккета, вокалиста Тайни Брэдшоу, дирижёра-шоумена Лаки Миллиндера. Существует версия, что был он несовершеннолетним, что родился он на самом деле в 1920 году, и пришлось прибавить в документах три года, чтобы оформить его трудоустройство. А с другой стороны, трудно поверить, что он в 15 лет мог обнаружить столь высокий исполнительский уровень, что играл в одной группе труб с Диззи Гиллеспи в оркестре Фрэнка Ферфейкса, а через год стал лидером и аранжировщиком секстета Джона Кирби. Видимо, поэтому во всех энциклопедических справочниках указан всё-таки 1917-й год.

В секстете контрабасиста Джона Кирби играли, кроме Шейверса, кларнетист Бастер Бэйли (учился у того же педагога, что и Бенни Гудман), альт-саксофонист Рассел Прокоуп (позже будет играть в оркестре Дюка Эллингтона), пианист Билли Кайл (будущий аккомпаниатор Луи Армстронга) и крепкий барабанщик О’Нил Спенсер. Это был свинг, исполнявшийся диксилендовым составом. Даже дикси-стандарты вроде «Billy Street Blues» или «St. Louis Blues» звучали как оркестрованные свинговые номера. Чарли Шейверс сразу же выдвинулся как аранжировщик и композитор. Хитами стали его пьесы «Undecided», «Pastel Blue», «Why Begin Again», он же придумывал остроумные аранжировки для известных стандартов. Все историки джаза согласны с тем, что успех секстета Джона Кирби связан с приходом Чарли Шейверса. Секстет называли «лучшим маленьким бэндом страны». Сегодня кое-что можно послушать в интернете и оценить творческую изобретательность Шейверса. Он придумывал неожиданные тональные сдвиги, перекличку инструментов, мягко звучащие аккордовые пассажи для засурдиненной трубы, кларнета и альт-саксофона. Все музыканты были отличными солистами, но, по мнению Гюнтера Шуллера, только Шейверс был по части свинга самым выдающимся музыкантом, кларнетист играл слишком академично, а Рассел Прокоуп вообще не отличался импровизационной изобретательностью.
ВИДЕО: John Kirby Sextet «Musicomania» (из фильма «Sepia Cinderella», 1947)

В 1945 году Чарли Шейверс стал первым трубачом, солистом и музыкальным директором биг-бэнда Томми Дорси. До 1954 года он оставался не только незаменимым аранжировщиком, но и душой коллектива. Барабанщик Луис Беллсон описал эпизод, когда в одном из южных штатов хозяин заведения потребовал, чтобы «черномазый трубач» не обедал за одним столом с белыми музыкантами. Дорси настоял на том, чтобы Чарли оставался с командой, а когда во время концерта в зал вошли пять парней, вооруженных бейсбольными битами и окружили оркестр, Дорси остановил музыку и сказал «Если эти парни не уберутся, я сломаю свой тромбон об их шеи». Через несколько минут появилась полиция, и инцидент был исчерпан.
ВИДЕО: Tommy Dorsey Orchestra «Well, Git It» (дуэт трубы и тромбона — Чарли Шейверс и Томми Дорси, соло на кларнете — Джимми Дорси)

В 1945 Чарли Шейверс работал в студийном оркестре пианиста Раймонда Скотта, в 1952-53 гг. вошел в антрепризу Нормана Грэнца «Джаз на филармонической сцене» (по отзывам музыкантов-участников был не менее весёлым и эксцентричным, чем Гиллеспи, да и в техническом исполнении почти ни в чём не уступал), сформировал ненадолго собственный ансамбль с барабанщиком Луисом Беллсоном и контрабасистом Тэрри Гиббсом, а в 1963 году стал музыкальным руководителем реконструированного бэнда Томми Дорси (после смерти Дорси в 1956 г. оркестр возглавил саксофонист Сэм Донахью), а позже собрал квинтет с саксофонистом Баддом Джонсоном.

Шейверс умер в 1971 году, в его дискографии 18 альбомов, на которых он числится лидером. Ещё 15-20 альбомов, где он — приглашенный солист. Любопытно, что джазовые историки, единогласно высоко оценившие заслуги музыканта, не поставили его на то место, которое он, по-моему, заслуживал. Ряд знаменитых трубачей выстроен обычно так: Армстронг-Байдербек-Стюарт-Элдридж-Гиллеспи-Дэйвис. А где Шейверс? Оказывается, он во второй шеренге, где-то между Рэдом Николзом, Баком Клэйтоном, Гарри Джеймсом, Банни Бериганом, Хот «Липс» Пэйджем (ссылаюсь на работы Коллиера, Уланова, Берендта, Стёрнса). Только Гюнтер Шуллер в книге «The Swing Era» посвятил Шейверсу целую главу. По его оценке, Шейверс не только сам испытал влияние своих старших коллег и ровесников вроде Диззи, но и оказал влияние на Фэтса Наварро (кстати, своего кузена), а также и на Диззи и Майлза Дэйвиса. По концепции Шуллера, Шейверс должен стоять в одном ряду с Элдриджем и Гиллеспи. И я с ним согласен.
СЛУШАЕМ: Charlie Shavers Quartet «Kiss Me Again» (1961)

Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!