Из истории джаза. Труба и голоса: Диззи Гиллеспи и «Двойная шестёрка из Парижа»

20 July 2018
140 full reads
6 min.
279 story viewsUnique page visitors
140 read the story to the endThat's 50% of the total page views
6 minutes — average reading time

Текст основан на 581 выпуске подкаста из цикла «Слушать здесь», который записал и выпустил главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков в 2012 г. Послушать подкаст можно по ссылке (в нём частично использованы другие музыкальные треки).

The Double Six of Paris
The Double Six of Paris
The Double Six of Paris

Начнём издалека. В 1959 году в Париже была создана вокальная группа из шести голосов, которая получила характерное англо-французское название «Ле Дубль Сис» — Les Double Six, или, как их потом начали называть сугубо по-английски, The Double Six of Paris, то есть «Двойная шестёрка из Парижа».

Почему шестёрка — понятно: в ансамбле было шесть голосов, три мужских и три женских. А вот почему «двойная»? Дело в том, что ансамбль создавался как студийный, с прицелом на новейшие по тем временам студийные технологии, в частности — наложение записей. Записываясь дважды, участники «Ле Дубль Сис» добивались одновременного звучания 12 голосов, иногда исполнявших 12 разных партий, что позволяло добиться весьма мощного и гармонически насыщенного звучания, сопоставимого со звуком джазового оркестра. Создательница этого коллектива Мими Перрэн ориентировалась на американские образцы: с одной стороны — на джазовый вокализ знаменитого певца, выступавшего под псевдонимом Кинг Плэжер, а с другой — на плотные и изощрённые вокальные гармонии трио «Хендрикс, Ламберт энд Росс».

В начале 60-х парижская Двойная шестёрка была весьма популярна во Франции, да и во всей Европе, а кроме того — успешно гастролировала по США и даже записывалась с американскими звёздами, включая Куинси Джонса и Рэя Чарлза. Но, с моей точки зрения, одна из самых интересных записей «Дабл Сикс оф Пэрис» была сделана в Париже. Правда, в ней тоже участвовала американская звезда, и какая: вместе с вокальной шестёркой записался один из величайших трубачей в истории джаза, первопроходец и идеолог бибоповой революции 40-х годов, сам Диззи Гиллеспи.

Эти записи взяты с альбома «Dizzy Gillespie and the Double Six of Paris», который был записан в парижской студии Europasonor 8 июля 1963 года и спустя несколько недель выпущен европейским лейблом Philips. Для альбома было выбрано 12 тем, и все они принадлежали к числу самых известных номеров в репертуаре великого трубача.

Год спустя, в 1964, Диззи Гиллеспи попытается (то ли в шутку, то ли всерьёз) начать кампанию по избранию на пост президента США
Год спустя, в 1964, Диззи Гиллеспи попытается (то ли в шутку, то ли всерьёз) начать кампанию по избранию на пост президента США
Год спустя, в 1964, Диззи Гиллеспи попытается (то ли в шутку, то ли всерьёз) начать кампанию по избранию на пост президента США

Джон Бёркс Гиллеспи (1917-1993), по прозвищу Диззи, «головокружительный», дебютировал в свинговых оркестрах ещё до второй мировой войны, но подлинную славу принесла ему революция бибопа, в которой он в середине и второй половине 40-х годов был не просто участником, но архитектором и пророком. Если его партнёр и соратник саксофонист Чарли Паркер интуитивно находил новаторские решения, то Диззи эти решения записывал на ноты, анализировал и объяснял более молодым музыкантам, сделав таким образом разработанный им и Паркером бибоп основной языка современного джаза.

Вот ещё один бибоповый стандарт в совместной записи Диззи Гиллеспи с ансамблем «Ле Дубль Сис» — «Groovin’ High». Обратите внимание на первое соло. После проведения темы Мими Перрен пропевает несколько строк на французском языке: это её текст, написанный на в точности воспроизведённый голосом квадрат импровизации Диззи Гиллеспи на трубе из самой известной записи темы пианиста Тэдда Дамерона «Groovin’ High», сделанной на легендарном концерте звёзд бибопа в зале «Масси-Холл» в Торонто в 1953 году.

К моменту записи с парижским вокальным ансамблем Диззи был уже в статусе живого классика. В 63 году ему было 46 лет, а участники Double Six of Paris были в среднем на 10-12 лет его младше. Это была пёстрая компания. Главный мужской голос ансамбля, Уорд Свингл, родился в Нью-Орлеане и окончил консерваторию Цинциннати как пианист. После второй мировой он поехал в Париж продолжать совершенствоваться на фортепиано, но к концу 50-х оказался в вокальном ансамбле Мими Перрэн, а когда в конце 1966 года «Двойная шестёрка» распалась, он продолжал работать в аналогичной по составу группе Swingle Singers, которую создал параллельно с работой у Перрэн ещё в 1962 г. (только в «Свингл Сингерс» было не шесть голосов, а восемь). Его новому ансамблю предстояло завоевать пять премий «Грэмми». В разных составах — сначала парижском, а после переезда Уорда в Великобританию в 1973 лондонском — она продолжает существовать до сих пор, хотя сам Свингл ушёл из жизни в 2015 г.

Ещё один мужской голос, Эдди Люисс, был органистом и пианистом, в частности — после распада «Дабл Сикс» работал пианистом в парижском ансамбле саксофониста Джонни Гриффина. Сопрано Кристиан Легран была дочерью композитора Раймона Леграна и сестрой джазового бэндлидера и тоже популярного композитора Мишеля Леграна; после распада «Ле Дубль Сис» она продолжала работать в вокальных группах, в том числе в «Свингл Сингерс» у Уорда Свингла, и пела одну из партий в знаменитом киномюзикле «Шербургские зонтики», музыку к которому написал её брат.

Но самая необычная судьба ждала лидера группы, Мими Перрен. В конце 60-х она из-за болезни оставила музыку и занялась переводами. Именно в её переводах выходили на французском языке бестселлеры Роджера Зелазни, Роберта Шекли и Дина Кунца, а в конце жизни она стала официальным французским переводчиком мастера детектива Джона Ле Карре. Мими Перрен ушла из жизни 1 ноября 2011 года в возрасте 81 года.

Интересен и инструментальный состав на этом альбоме. За барабанами — Кенни Кларк, ветеран бибоповой сцены, перебравшийся в Париж ещё в 1956 г., в описываемый период со-лидер оркестра Kenny Clarke/Francy Boland Big Band. За фортепиано чередуются безумный гений бибопа Бад Пауэлл, тоже изрядно поживший в Париже на рубеже 50-х и 60-х годов прошлого столетия, и молодой тогда Кенни Баррон, постоянный пианист ансамблей Диззи Гиллеспи того времени. На контрабасе — Пьер Мишело, ведущий басист тогдашней французской джазовой сцены. Партии альт-саксофона играет ещё один участник ансамбля Диззи — Джеймс Муди, а аранжировки для всего этого великолепия написал ещё один пианист Гиллеспи, на тот момент уже бывший — блестящий музыкант и композитор из Аргентины по имени Борис Шифрин, в историю джаза вошедший под прозвищем Лало Шифрин.

И обратите внимание на интересный момент: хотя считается, что американский джаз нужно петь на английском языке, парижский секстет поёт в основном на своём родном французском. И это не XXI век, а начало 1960-х.