дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

Лью Табакин: джаз, саксофон и флейта, и так 80 лет!

27 March
Lew Tabackin. Москва, Гнесинский концертный зал на Поварской, февраль 2011 (фото © Павел Корбут)
Lew Tabackin. Москва, Гнесинский концертный зал на Поварской, февраль 2011 (фото © Павел Корбут)

В джазе не так много музыкантов, которые не просто хорошо играют на двух принципиально разных инструментах, но на обоих достигают звёздного уровня мастерства. Один из них — Лью Табакин. Обладатель мощнейшего красивого звука и высокого импровизационного мастерства на тенор-саксофоне, Табакин известен и как тонкий и при этом лиричный импровизатор на флейте. 26 марта 2020 Табакин отпраздновал 80-летие.

Он американец. В Штатах его зовут Lew Tabackin. Специально приводим имя замечательного саксофониста в исходном английском написании, чего мы обычно не делаем: просто с тех пор, как в начале 2000-х московский пианист Яков Окунь начал регулярно приглашать Табакина выступать в России, в российских околоджазовых кругах развернулся настоящий «холивар» (священная война) по поводу написания имени Lew по-русски: «традиционалисты» произносили «Лью», упирая на мягкий знак; «американисты» же сурово чеканили «Лу».

Лью Табакин, 2007, фестиваль «Джаз в саду Эрмитаж» (фото ©  Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Лью Табакин, 2007, фестиваль «Джаз в саду Эрмитаж» (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

Редакция «Джаз.Ру» принадлежала к «американистам» и готова была бы писать «Лу» и посейчас, но на самом деле имя Lew в его американском произношении невозможно адекватно записать русскими буквами: в лучшем случае получится что-то вроде «Лъу» — L твёрдое, но за ним явное нейотированное Ю (без начального призвука «й»). Можно было бы сойтись на компромиссном начертании «Лю», но мы решили не упираться. Лью так Лью.

Льюис Барри Табакин родился 26 марта 1940 в Филадельфии в семье выходцев с территории бывшей Российской Империи. Его родители родились уже в США, так что семья принадлежала уже целиком к американской культуре. Единственное, что традиционного для еврейской семьи было сделано для маленького Лью — это уроки музыки, за которые родители исправно платили.

Лью Табакин, 2007, фестиваль «Джаз в саду Эрмитаж» (фото ©  Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Лью Табакин, 2007, фестиваль «Джаз в саду Эрмитаж» (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

В 1958–62 Табакин учился в Филадельфийской консерватории по классу флейты. В 1965 он приехал в Нью-Йорк, прошёл традиционное джазовое ученичество, выступая с Мейнардом Фергюсоном, Кэбом Кэллоуэем, Дюком Пирсоном, Урби Грином, Элвином Джонсом, Джо Хендерсоном и массой других известных джазменов, работал в знаменитом оркестре Тэда Джонса — Мэла Льюиса. В 1968, работая в ансамбле трубача Кларка Терри, он встретился с пианисткой Тосико Акиёси, известной у нас под американизированным именем Тошико Акиёши: она пришла подменять на одном из выступлений заболевшего постоянного пианиста. Тошико незадолго до этого рассталась со своим первым мужем, саксофонистом Чарли Мариано. Скоро Лью и Тошико создали собственный квартет, а в 1969 г. поженились в Лос-Анджелесе.
СЛУШАЕМ: Toshiko Akiyoshi Jazz Orchestra «Bebop» (1994)

Они вместе активно гастролировали по Японии, а в 1972 Лью помог Тошико Акиёши собрать биг-бэнд в Лос-Анджелесе. В дальнейшем он был основным солистом в оркестре, который с 1982 г. стал базироваться в Нью-Йорке, и время от времени собирал собственные ансамбли.
ВИДЕО: Toshiko Akiyoshi & Lew Tabackin Big Band, 2000

Табакин неоднократно бывал в России. В 2003, 2007, 2008 и 2011 гг. он приезжал по приглашению московского пианиста Якова Окуня, и их совместные выступления стали образцом интереснейшего музыкального взаимодействия в стилистических рамках современного джазового мэйнстрима, иногда на необычной мелодической основе. Вот пример: мелодия американских песенников Теда Моссмана и Бадди Кэйя, написанная ими в 1946 году для популярного певца Перри Комо и ставшая хитом под названием «Till The End of Time». Но мелодия эта действительно написана на основе («адаптирована из», как скромно пишут справочники) Полонеза ля-бемоль мажор Фридерика Шопена, известного также как Polonaise héroïque, Op. 53.

«Джаз.Ру» писал о выступлении Табакина с трио Якова Окуня в Гнесинском концертном зале (2011):

...хотя знаменитая рыжая борода саксофониста изрядно подёрнулась сединой, на великолепном звуке саксофона и на энергичности импровизационного языка музыканта возраст никак не сказался. Он по-прежнему полон сил, его присутствие на сцене мощно ощущается даже в те моменты, когда солирует не он, а уж когда он солирует — множество наработанных за 50 лет на сцене эффектных приёмов не дают отвести от саксофониста глаз.
Lew Tabackin, Макар Новиков, Саша Машин. Москва, Гнесинский концертный зал на Поварской, февраль 2011 (фото © Павел Корбут)
Lew Tabackin, Макар Новиков, Саша Машин. Москва, Гнесинский концертный зал на Поварской, февраль 2011 (фото © Павел Корбут)

Энергичное топанье ногой, всегда как бы неожиданное, образует в его игре дополнительные тембральные и визуальные акценты. Экстатическое привставание на цыпочки при игре на флейте заставляет сосредоточить на музыканте внимание, даже когда он играет долгие усыпляюще-протяжные медленные фигурации. Постоянные перемещения Табакина по сцене создают ощущение насыщенного сценического действия, хотя на сцене всего четыре музыканта, три из которых привязаны к неподвижно стоящим инструментам. В общем, Табакин с российским трио показали такой сильный образец креативного современного мэйнстрима, что любо-дорого глядеть.

Яков Окунь, Лью Табакин, Макар Новиков, Саша Машин (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Яков Окунь, Лью Табакин, Макар Новиков, Саша Машин (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

ВИДЕО: Трио Лью Табакина «Gypsy Without a Song», 2017
В пьесе «Цыган без песни» играют сам Лью, барабанщик Марк Тайлор и живущий в Нью-Йорке российский контрабасист Борис Козлов

Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!