Любимые записи джазмена: контрабасист Авишай Коэн

21 April
Авишай Коэн на фестивале «Усадьба Джаз» в Москве, июнь 2007 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Авишай Коэн на фестивале «Усадьба Джаз» в Москве, июнь 2007 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»

20 апреля 2020 отпраздновал своё 50-летие контрабасист Авишай Коэн (Avishai Cohen) — наверное, самый известный сейчас джазовый музыкант Израиля. Начинал он с уроков фортепиано, но с 14 лет под впечатлением от игры пионера джазового безладового электробаса Джако Пасториуса переключился на бас-гитару. После службы в армейском оркестре Авишай всего два года позанимался акустическим контрабасом и уехал в Нью-Йорк, где поначалу вынужден был работать на стройке и играть на улицах, чтобы прокормиться. При этом он учился на джазовом отделении Университета Новой Школы, где его заметил и пригласил в своё трио пианист из Панамы Данило Перес.

В 1996 г. Авишая Коэна позвал в свою группу Origin легендарный пианист Чик Кориа. Чика так впечатлили способности молодого контрабасиста, что он предложил ему контракт со своим лейблом Stretch, так что Авишай не только играл в группе Чика (а позже и в его New Trio, в составе которого, вместе с Чиком и с барабанщиком Джеффом Баллардом, в 2001 г. приезжал в Москву и выступал в Большом зале Московской консерватории), но и выпустил четыре сольных альбома на его фирме грамзаписи. С 2003 г. Коэн полностью сконцентрировался на сольной карьере и стал выпускать свои записи на собственном лейбле RazDaz Records.

Основа его гастрольного коллектива — Avishai Cohen Trio, в котором в разные годы выступали американский барабанщик Марк Джулиана, его коллеги-израильтяне Даниэль Дор и Ноам Давид, израильские пианисты Шай Маэстро и Нитай Гершковиц, а такэе их азербайджанский коллега Эльчин Ширинов. С этим составом он несколько раз, начиная с 2007 г., выступал и в России. Авишай иногда играет и с расширенными составами, в репертуаре которых больше вокальных номеров, чем инструментальных: основой вокальных партий служит еврейский фольклор ближневосточного, восточноевропейского и сефардского происхождения — на иврите, английском, сефардском языке ладино или на испанском. В своих гастрольных проектах Авишай, не оставляя контрабаса, поёт сам — сольно или в дуэте/трио с музыкантами его расширенных составов.

Авишай Коэн. Мастер-класс на фестивале Jazz in Kiev, 2008 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Авишай Коэн. Мастер-класс на фестивале Jazz in Kiev, 2008 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

В 2008 г. автор этих строк перед мастер-классом Авишая Коэна в рамках фестиваля Jazz in Kiev обратился к музыканту с просьбой назвать пять очень важных для него музыкальных альбомов и пояснить, чем они так для него важны. В то время в бумажном «Джаз.Ру» была рубрика «Что слушать?», в которой музыканты рассказывали о своих любимых альбомах. Вот что получилось (заметим, что Авишай выбрал далеко не только джазовые записи). В сетевых ресурсах «Джаз.Ру» этот текст публикуется впервые.

GNARLS BARKLEY «The Odd Couple»

Atlantic, 2008

Я сейчас регулярно переслушиваю второй альбом этой группы из Атланты. Мне нравится голос Си-Лоу Грина, там классные песни, и очень важно, что альбом отлично спродюсирован. Дэйнджер Маус — первоклассный продюсер, при этом он там ещё и играет на всех инструментах, и мне доставляет огромное удовольствие разбираться, как он там всё устроил.

PACO IBÁÑEZ «Canta Brassens»

Universal, 2005

Пако Ибаньес — испанский певец, который поёт под гитару. Я вообще в последнее время слушаю намного больше вокалистов, чем раньше. У Пако необыкновенно красивые песни. Интересно, что он никогда не пишет для них тексты, а использует стихи великих испанских поэтов, вроде Федерико Гарсиа Лорки. У него чудесный, просто волшебный голос. На этом альбоме он поёт не свои песни, а то, что написал французский поэт Жорж Брассенс.

JIM HALL, BILL EVANS «Undercurrent»

Blue Note, 1962

Потрясающий пример того, как два музыканта могут играть буквально как один человек. У них невероятная ритмическая связь, игра гитариста и пианиста течёт, переливается, как вода. Оба — и гитарист Джим Холл, и пианист Билл Эванс — хорошо понимали, как партнёр будет развивать мелодию, или просто очень остро чувствовали партнёра. У этого альбома есть удивительное качество: его можно в совершенно любое время поставить, расслабиться... и поплыть вместе с ними.

HERBIE HANCOCK «River: The Joni Letters»

Verve, 2007

Что мне нравится в этой записи — это что её нельзя определить одним словом. Тут вам и джаз, тут вам и поп, тут вам и вокальные номера, и самые разные вокалисты. Мне особенно нравится, как Тина Тёрнер поёт там одну из самых сильных вещей Джони [Митчелл] — «Edith and the Kingpin».

И при этом в каждой вещи, с каждым новым голосом ты всё равно слышишь Хёрби Хэнкока, его манеру, его подход — даже не только в игре на фортепиано, а вообще во всём.

JONI MITCHELL «Travelogue»

Nonesuch, 2002

Тут Джони Митчелл поёт свои песни, заново аранжированные для большого струнного оркестра, а аранжировщик тут — Винс Мендоса. И аранжировки, и звучание — невероятные. А главное, она совершенно по-другому теперь звучит. Голос у Джони стал намного ниже, чем в прошлом — наверное, потому, что она курит много сигарет. Я буквально влюблён в этот альбом. Великая запись.

Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!