Музей Джаза в Новом Орлеане: общедоступное и сокровенное

Кирилл Мошков, редактор «Джаз.Ру»

Считается, что джаз родился в Новом Орлеане. На самом деле эта музыка на рубеже XIX и XX столетий зарождалась и росла одновременно в нескольких регионах американского Юга, но миф уже так укоренился, что опровергать его бесполезно. Тем более что сам город Нью-Орлеан, его жители, его руководство и особенно его бизнес очень хорошо понимают маркетинговую ценность репутации «родины джаза». Да что там, в Нью-Орлеане даже аэропорт назван именем Луи Армстронга!

Есть в Нью-Орлеане и Музей Джаза.

New Orleans Jazz Museum
New Orleans Jazz Museum

New Orleans Jazz Museum находится в здании, где в XIX столетии находился Old U.S. Mint, Старый монетный двор — там делали деньги и для США, и — в годы Гражданской войны середины позапрошлого века — для Конфедерации, начеканив за позапрошлый век около 427 миллионов серебряных и золотых монет. Потом в этом здании была федеральная тюрьма, в которой, уже в ХХ веке, сидели главным образом бутлегеры — нарушители «сухого закона». А теперь там Музей Джаза.

Фойе музея
Фойе музея

Музей был создан в 1961 году, первоначально как частная инициатива. Его коллекции переезжали с места на место, пока в 1977 г. не были подарены Государственному музею штата Луизиана и в начале 1980 г. открылись для публичного доступа там, где они находятся и сейчас — в Старом монетном дворе. Здание пострадало в дни урагана «Катрина» в 2005 г., но в 2008 открылось снова, и в последние годы Музей джаза Нью-Орлеана занял уже все этажи здания, а не только второй, как раньше.

Начало экспозиции выставки «Louis Prima Comes Home»
Начало экспозиции выставки «Louis Prima Comes Home»

Входим в общедоступную часть помещений Нью-Орлеанского Музея Джаза. Девиз музея — Jazz in the very place it was born («Джаз в том самом месте, где он родился»). Вряд ли, конечно, джаз родился именно в федеральной тюрьме, но что Нью-Орлеан был одним из важнейших центров формирования профессиональной популярной музыки, из среды которой родилось джазовое искусство — это точно. В дни, когда мы посетили Музей, он показывал выставку, посвящённую Луи Прима (1910-1978) — самому знаменитому итало-американцу из Нью-Орлеана.

Луи Прима носил это на сцене!
Луи Прима носил это на сцене!

Луи Прима начинал музыкальную карьеру в родном городе, и даже когда переехал в Нью-Йорк в 1934, первый свой нью-йоркский ансамбль упрямо назвал Prima and his New Orleans Gang.

«Louis Prima Comes Home»
«Louis Prima Comes Home»

Музей джаза представляет не только выставки: у него есть и постоянная экспозиция.

Считается, что на этом инструменте в 1914 г. учился играть Луи Армстронг
Считается, что на этом инструменте в 1914 г. учился играть Луи Армстронг

Вот этот ободранный корнет — почти точно тот самый инструмент, на котором в воспитательном доме для малолетних преступников учился играть 13-летний Луи Армстронг.

Часть постоянной экспозиции Нью-Орлеанского Музея Джаза
Часть постоянной экспозиции Нью-Орлеанского Музея Джаза

Типичный инструментарий джаг-бэнда — уличного ансамбля ударных инструментах. Именно в таких jug bands выковывалась в начале прошлого века ритмика, лёгшая в основу джазового ритма.

Барабаном владел легенда нью-орлеанской музыки Papa Jack Laine
Барабаном владел легенда нью-орлеанской музыки Papa Jack Laine

Дар легендарного Папы Джека Лэйна, одного из корифеев ранней нью-орлеанской сцены. Дарственную надпись первому хранителю Музея — Эдмонду «Доку» Сушону — старенький Папа сделал от широкой души прямо на всю ширину своего барабана.

А ещё на третьем этаже Нью-Орлеанского Музея Джаза находится небольшой концертный зал, где джазовые концерты проводятся не просто регулярно, а целых 365 раз в год (но не обязательно каждый день, а иногда по несколько в течение одного дня). В день нашего посещения, 2 июля 2019, например, играл самодеятельный джаз-ансамбль работников Национальной службы парков США. И неплохо играл!

Концертный зал Музея Джаза
Концертный зал Музея Джаза

Механическое пианино (пианола) из коллекции New Orleans Jazz Museum. Если вставить валик с механической записью нот популярной пьески, оно играло само по себе, без пианиста.

Player piano (pianola)
Player piano (pianola)

А теперь входим в святая святых Музея Джаза! Это — рабочая зона. Этих внутренностей New Orleans Jazz Museum не видят обычные посетители — только сотрудники, профессиональные исследователи и специальные гости.

Выйти на эту галерею второго этажа просто так тоже нельзя, только в сопровождении сотрудников.
Выйти на эту галерею второго этажа просто так тоже нельзя, только в сопровождении сотрудников.

Нас вывели на галерею, чтобы попасть в рабочую зону музея. Оттуда открывается любопытный вид.

Вид на старинную Барракс-Стрит с галереи Нью-Орлеанского Музея Джаза
Вид на старинную Барракс-Стрит с галереи Нью-Орлеанского Музея Джаза
Рабочая зона. Здесь сотрудники музея работают с архивными материалами.
Рабочая зона. Здесь сотрудники музея работают с архивными материалами.

Бросим взгляд на хранилища коллекций Нью-Орлеанского Музея Джаза.

В хранилище коллекций
В хранилище коллекций

Это не просто склад контрабасов: каждый инструмент — с историей, каждый принадлежал какому-то известному музыканту. То же касается и всех инструментов из богатейшей коллекции Музея.

Каждое из этих устройств принадлежало раньше кому-то из нью-орлеанских музыкантов или джазовых энтузиастов
Каждое из этих устройств принадлежало раньше кому-то из нью-орлеанских музыкантов или джазовых энтузиастов

В коллекции Музея джаза есть и самые разные устройства для записи и воспроизведения звука из разных эпох — и каждое из них тоже обладает собственной историей и появилось в Музее не просто так.

Хранилища коллекций Нью-Орлеанского Музея Джаза. Так хранят документы и мелкие артефакты.
Хранилища коллекций Нью-Орлеанского Музея Джаза. Так хранят документы и мелкие артефакты.

В коллекции New Orleans Jazz Museum , конечно, гораздо больше, чем два фонографа. Это самые ранние коммерческие устройства для записи и воспроизведения звука (конец XIX или начало XX века). Эти два — некомплектные: нет рупоров-усилителей и ещё кое-чего по мелочи.

Фонографы Эдисона (начало ХХ в.)
Фонографы Эдисона (начало ХХ в.)

Богатейшая коллекция исторических инструментов New Orleans Jazz Museum. Вот эта труба принадлежала Диззи Гиллеспи.

Труба Диззи Гиллеспи
Труба Диззи Гиллеспи

Позолоченный мундштук для трубы модели Schilke LA2, сделанный специально для Луи Армстронга — самого знаменитого уроженца Нью-Орлеана. В 1970 Армстронг подарил мундштук своему другу Флойду Левину, а тот в 1988 г., в свою очередь, подарил его Музею.

Мундштук Луи Армстронга
Мундштук Луи Армстронга

И у каждого из этих инструментов тоже есть своя история...

Хранилища коллекций Нью-Орлеанского Музея Джаза
Хранилища коллекций Нью-Орлеанского Музея Джаза

Мы не прощаемся с Нью-Орлеаном: в скором будущем наш канал расскажет и о других любопытных джазовых учреждениях в «Городе-полумесяце» (Crescent City), или Большом Ленивце (Big Easy), как называют его жители.

Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!