28 марта 2021 в Париже (Франция) ушёл из жизни Майк Эллис (Mike Ellis)— саксофонист, композитор и аранжировщик, который оставил значительный след на российской джазовой сцене в конце 1990-х — первой половине 2000-х гг. Ему было 64 года. По уточнённым сведениям, причиной смерти музыканта стало онкологическое заболевание.
Настоящая фамилия Майка Эллиса — Мордвинофф: его отец, художник и книжный график Николас Мордвинофф (Николай Мордвинов, 1911-1973), был родом из Санкт-Петербурга. Мать Майка (он использовал её девичью фамилию Эллис как своё сценическое имя) была по рождению шотландка, а сам он появился на свет в Нью-Йорке. Музыкальное образование Эллис получил в прославленных джазовых учебных заведениях — колледже Бёркли (Бостон) и университете Новой школы (Нью-Йорк). В начале 1980-х Майк в Нью-Йорке и Париже играл с такими гигантами современного экспериментального джаза, как Алан Силва и Стив Лэйси. В середине 80-х музыкант поселился в Токио (Япония), где работал с ведущими японскими джазовыми музыкантами (Мотохико Хино, Нобиёси Ино, Итару Оки и др.) и жившими в Токио американскими джазменами (Барри Уэджл, Тодд Гарфинкл). В эти же годы Майк руководил проектом в стилистике world jazz под названием M.E.T.A ., где с ним работал саксофонист Том Александер и японские музыканты. Проект выпустил в Японии два CD и выступал в лучших джазовых клубах этой страны.
СЛУШАЕМ: M.E.T.A. «Dreamscape» (1996)
Майк Эллис и Том Александер — сопрано-саксофоны, Фабиан Реза Пане — ф-но, Хидеаки Канадзава — бас, Дзюн Сайто — ударные, Марк ДеРоуз — перкуссия
В начале 90-х Майк Эллис переселился в Париж, где основал группу Art Sound Orchestra с камерунским барабанщиком Брисом Васси . Этот проект был ещё сильнее ориентирован на world jazz с использованием этнических ритмов всего мира.
В 1998 г. Майк вернулся на родину — в Нью-Йорк. В те годы он еженедельно играл в джаз-клубе Sweet Basil в ансамбле Spirit Of Life , писал музыку для кино и театра.
С 1997 г. Майк Эллис на протяжении девяти лет ежегодно (иногда и чаще) приезжал на родину предков — в Россию. Хотя Мордвинофф поначалу не говорил по-русски, он пытался разыскивать корни своей семьи, совмещая эти занятия с активными выступлениями с российскими джазовыми и этно-музыкантами. В свой приезд в мае-июле 1999 г. он выступил на фестивалях «Альтернатива» и «Джазовая провинция», дал концерты в 11 городах (Москва, Петербург, Калуга, Орел, Брянск, Курск, Липецк, Тамбов, Волгоград, Саратов, Пенза), сделал множество записей с российскими музыкантами (от Сергея Летова и трио Андрея Разина «Второе приближение» до Андрея Кондакова и Леонида Винцкевича). Тесная дружба у него завязалась с уфимским саксофонистом Олегом Киреевым , и в ноябре 1999 г. Майк и Олег совершили совместный тур по России.
Майк был разносторонним музыкантом, владел всем спектром саксофонов (бас, баритон, тенор, альт, сопрано и сопранино — на концертах он использовал в основном сопрано, сопранино и баритон, в более поздние годы тенор), а кроме того — барабанами и губной гармоникой, на которой виртуозно импровизировал в блюзовом стиле. В Нью-Йорке в начале 2000-х Эллис вёл еженедельные джемы в «подпольном» клубе на Хаустон-стрит, в которых участвовал целый ряд американских и живущих в Нью-Йорке российских музыкантов, в том числе гитарист Валерий Белинов, в те годы выступавший в США под именем Кинг Би или Вал Белин.
В России Майк Эллис записал в начале 2000-х ряд альбомов — и как солист-партнёр с российскими коллективами (например, « Ex Tempore » с трио Андрея Разина «Второе приближение», который вышел в 2001 г. на российском лейбле Landy Star и на германском NRW Jazz ), и как лидер.
Пожалуй, наиболее интересным был альбом «The Shamans’ Dance» ( Dialog Music , 2002), для записи которого в легендарной Пятой студии Дома звукозаписи (звукорежиссёр Рафик Рагимов ) Майк привлёк целую сборную импровизаторов из России и США. На альбоме играли пианист Андрей Разин, басист Григорий Воскобойник , гитарист Барри Уэджл , перкуссионисты Даниэль Морено и Боб Амакер , саксофонисты Николай Винцкевич и Анатолий Герасимов , виолончелист Дмитрий Чеглаков и вокалисты: импровизирующие — Татьяна Комова и Татьяна Михеева — и этнические: алтаец Болот Байрышев и тувинец Андрей Монгуш.
Майк Эллис регулярно выступал на российских джазовых фестивалях, в том числе на «Джазовой провинции» 1999, 2000, 2001, 2005 годов. Были планы и на более поздние годы, но в середине прошлого десятилетия в жизни музыканта произошли большие изменения. Он уехал из США в Бразилию, где в городе Сальвадор, столице тропического штата Баия, играл с местными музыкантами и записал альбом «Mike Ellis & Bahia Band».
В 2010-е Майк Эллис снова поселился в Париже, где в молодости провёл много лет. Он хотел быть ближе к сыну от его брака с известной переводчицей с японского на французский язык Мин Нгуен: их отпрыск Алекс Мордвинофф вырос и стал музыкантом, он записывает современную электронную музыку и читает рэп под псевдонимом Хынг-Хан (Khng Khan), а под собственным именем еженедельно выступал с отцом как джаз-фанковый бас-гитарист.
Майк Эллис был в последние годы довольно известен в парижских джазовых кругах, у него было много учеников-саксофонистов, но ему приходилось и выступать на улице (и в парижском метро), и работать консультантом в магазине музыкальных инструментов. Пандемия Ковид-19 тяжело ударила по парижским музыкантам; после объявления локдауна в Париже саксофонист буквально партизанскими тропами ушёл в пригородные леса, где жил на старинной ферме в коммуне художников и музыкантов, среди которых был и его сын. Возможно, эта изолированность сыграла печальную роль в том, что тяжёлая болезнь была обнаружена у него слишком поздно.
Известие о смерти Майка отозвалось множеством печальных откликов в российском джазовом сообществе: хотя Мордвинофф не нашёл в России достоверных следов своих предков Мордвиновых, он обрёл в нашей стране большую семью музыкантов, с которыми работал и многим из которых щедро помогал, в том числе даже раздачей саксофоновых тростей и джазовых компакт-дисков, доступ к которым в начале 2000-х, особенно в регионах вне столиц, был затруднён. Многие помнят и его мастер-классы, на которых Майк щедро делился с молодыми музыкантами всем опытом, какой у него был. Можно сказать, что Эллис пошёл дальше и действовал последовательнее всех, кто говорил в те годы о «народной дипломатии», об улучшении отношений между народами путём установления и укрепления связей между людьми сходных профессий: он не просто приезжал в Россию сыграть концерт-другой, получить гонорар и отправиться домой — он подолгу жил в России, путешествовал по разным городам, устанавливал прочные отношения с музыкантами разных поколений, записывал с ними свою музыку, не чуждался помогать им в записи их проектов, охотно и много играл джемы и в конечном счёте отдавал отношениям с музыкантским сообществам всего себя.
Светлая память тебе, добрый друг.
Интересно? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!