Народный дипломат джаза. Памяти саксофониста Майка Эллиса

29 March
<100 full reads
3,5 min.
214 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 42% of the total page views
3,5 minutes — average reading time
Майк Эллис (фото © Павел Корбут, 2001)
Майк Эллис (фото © Павел Корбут, 2001)

28 марта 2021 в Париже (Франция) ушёл из жизни Майк Эллис (Mike Ellis)— саксофонист, композитор и аранжировщик, который оставил значительный след на российской джазовой сцене в конце 1990-х — первой половине 2000-х гг. Ему было 64 года. По уточнённым сведениям, причиной смерти музыканта стало онкологическое заболевание.

Настоящая фамилия Майка Эллиса — Мордвинофф: его отец, художник и книжный график Николас Мордвинофф (Николай Мордвинов, 1911-1973), был родом из Санкт-Петербурга. Мать Майка (он использовал её девичью фамилию Эллис как своё сценическое имя) была по рождению шотландка, а сам он появился на свет в Нью-Йорке. Музыкальное образование Эллис получил в прославленных джазовых учебных заведениях — колледже Бёркли (Бостон) и университете Новой школы (Нью-Йорк). В начале 1980-х Майк в Нью-Йорке и Париже играл с такими гигантами современного экспериментального джаза, как Алан Силва и Стив Лэйси. В середине 80-х музыкант поселился в Токио (Япония), где работал с ведущими японскими джазовыми музыкантами (Мотохико Хино, Нобиёси Ино, Итару Оки и др.) и жившими в Токио американскими джазменами (Барри Уэджл, Тодд Гарфинкл). В эти же годы Майк руководил проектом в стилистике world jazz под названием M.E.T.A ., где с ним работал саксофонист Том Александер и японские музыканты. Проект выпустил в Японии два CD и выступал в лучших джазовых клубах этой страны.
СЛУШАЕМ: M.E.T.A. «Dreamscape» (1996)
Майк Эллис и Том Александер — сопрано-саксофоны, Фабиан Реза Пане — ф-но, Хидеаки Канадзава — бас, Дзюн Сайто — ударные, Марк ДеРоуз — перкуссия

В начале 90-х Майк Эллис переселился в Париж, где основал группу Art Sound Orchestra с камерунским барабанщиком Брисом Васси . Этот проект был ещё сильнее ориентирован на world jazz с использованием этнических ритмов всего мира.

В 1998 г. Майк вернулся на родину — в Нью-Йорк. В те годы он еженедельно играл в джаз-клубе Sweet Basil в ансамбле Spirit Of Life , писал музыку для кино и театра.

С 1997 г. Майк Эллис на протяжении девяти лет ежегодно (иногда и чаще) приезжал на родину предков — в Россию. Хотя Мордвинофф поначалу не говорил по-русски, он пытался разыскивать корни своей семьи, совмещая эти занятия с активными выступлениями с российскими джазовыми и этно-музыкантами. В свой приезд в мае-июле 1999 г. он выступил на фестивалях «Альтернатива» и «Джазовая провинция», дал концерты в 11 городах (Москва, Петербург, Калуга, Орел, Брянск, Курск, Липецк, Тамбов, Волгоград, Саратов, Пенза), сделал множество записей с российскими музыкантами (от Сергея Летова и трио Андрея Разина «Второе приближение» до Андрея Кондакова и Леонида Винцкевича). Тесная дружба у него завязалась с уфимским саксофонистом Олегом Киреевым , и в ноябре 1999 г. Майк и Олег совершили совместный тур по России.

Гала-концерт фестиваля «Джазовая провинция», ноябрь 2005, Курская филармония: контрабасисты Стив Кершоу (Великобритания) и Николай Клишин (Россия), барабанщики Мадс Кьёлби (Дания) и Олег Юданов (Россия), саксофонисты Николай Винцкевич (Россия) и Майк Эллис (США) и гитарист Петтер Сверд (Швеция)
Гала-концерт фестиваля «Джазовая провинция», ноябрь 2005, Курская филармония: контрабасисты Стив Кершоу (Великобритания) и Николай Клишин (Россия), барабанщики Мадс Кьёлби (Дания) и Олег Юданов (Россия), саксофонисты Николай Винцкевич (Россия) и Майк Эллис (США) и гитарист Петтер Сверд (Швеция)

Майк был разносторонним музыкантом, владел всем спектром саксофонов (бас, баритон, тенор, альт, сопрано и сопранино — на концертах он использовал в основном сопрано, сопранино и баритон, в более поздние годы тенор), а кроме того — барабанами и губной гармоникой, на которой виртуозно импровизировал в блюзовом стиле. В Нью-Йорке в начале 2000-х Эллис вёл еженедельные джемы в «подпольном» клубе на Хаустон-стрит, в которых участвовал целый ряд американских и живущих в Нью-Йорке российских музыкантов, в том числе гитарист Валерий Белинов, в те годы выступавший в США под именем Кинг Би или Вал Белин.

Майк Эллис на встрече со студентами Московского государственного университета им. Ломоносова, 2002
Майк Эллис на встрече со студентами Московского государственного университета им. Ломоносова, 2002

В России Майк Эллис записал в начале 2000-х ряд альбомов — и как солист-партнёр с российскими коллективами (например, « Ex Tempore » с трио Андрея Разина «Второе приближение», который вышел в 2001 г. на российском лейбле Landy Star и на германском NRW Jazz ), и как лидер.

Участники записи альбома «The Shamans’ Dance», лето 2002: стоят Анатолий Герасимов, Майк Эллис, Болот Байрышев, Даниэль Морено, Григорий Воскобойник, Барри Уэджл, Николай Винцкевич, Татьяна Михеева, Дмитрий Чеглаков; сидят Андрей Монгнуш и Боб Амакер
Участники записи альбома «The Shamans’ Dance», лето 2002: стоят Анатолий Герасимов, Майк Эллис, Болот Байрышев, Даниэль Морено, Григорий Воскобойник, Барри Уэджл, Николай Винцкевич, Татьяна Михеева, Дмитрий Чеглаков; сидят Андрей Монгнуш и Боб Амакер

Пожалуй, наиболее интересным был альбом «The Shamans’ Dance» ( Dialog Music , 2002), для записи которого в легендарной Пятой студии Дома звукозаписи (звукорежиссёр Рафик Рагимов ) Майк привлёк целую сборную импровизаторов из России и США. На альбоме играли пианист Андрей Разин, басист Григорий Воскобойник , гитарист Барри Уэджл , перкуссионисты Даниэль Морено и Боб Амакер , саксофонисты Николай Винцкевич и Анатолий Герасимов , виолончелист Дмитрий Чеглаков и вокалисты: импровизирующие — Татьяна Комова и Татьяна Михеева — и этнические: алтаец Болот Байрышев и тувинец Андрей Монгуш.

Майк Эллис регулярно выступал на российских джазовых фестивалях, в том числе на «Джазовой провинции» 1999, 2000, 2001, 2005 годов. Были планы и на более поздние годы, но в середине прошлого десятилетия в жизни музыканта произошли большие изменения. Он уехал из США в Бразилию, где в городе Сальвадор, столице тропического штата Баия, играл с местными музыкантами и записал альбом «Mike Ellis & Bahia Band».

В 2010-е Майк Эллис снова поселился в Париже, где в молодости провёл много лет. Он хотел быть ближе к сыну от его брака с известной переводчицей с японского на французский язык Мин Нгуен: их отпрыск Алекс Мордвинофф вырос и стал музыкантом, он записывает современную электронную музыку и читает рэп под псевдонимом Хынг-Хан (Khng Khan), а под собственным именем еженедельно выступал с отцом как джаз-фанковый бас-гитарист.

Майк Эллис был в последние годы довольно известен в парижских джазовых кругах, у него было много учеников-саксофонистов, но ему приходилось и выступать на улице (и в парижском метро), и работать консультантом в магазине музыкальных инструментов. Пандемия Ковид-19 тяжело ударила по парижским музыкантам; после объявления локдауна в Париже саксофонист буквально партизанскими тропами ушёл в пригородные леса, где жил на старинной ферме в коммуне художников и музыкантов, среди которых был и его сын. Возможно, эта изолированность сыграла печальную роль в том, что тяжёлая болезнь была обнаружена у него слишком поздно.

Майк Эллис в 2017 г. (кадр из образовательного видеоролика на личном канале Майка в YouTube)
Майк Эллис в 2017 г. (кадр из образовательного видеоролика на личном канале Майка в YouTube)

Известие о смерти Майка отозвалось множеством печальных откликов в российском джазовом сообществе: хотя Мордвинофф не нашёл в России достоверных следов своих предков Мордвиновых, он обрёл в нашей стране большую семью музыкантов, с которыми работал и многим из которых щедро помогал, в том числе даже раздачей саксофоновых тростей и джазовых компакт-дисков, доступ к которым в начале 2000-х, особенно в регионах вне столиц, был затруднён. Многие помнят и его мастер-классы, на которых Майк щедро делился с молодыми музыкантами всем опытом, какой у него был. Можно сказать, что Эллис пошёл дальше и действовал последовательнее всех, кто говорил в те годы о «народной дипломатии», об улучшении отношений между народами путём установления и укрепления связей между людьми сходных профессий: он не просто приезжал в Россию сыграть концерт-другой, получить гонорар и отправиться домой — он подолгу жил в России, путешествовал по разным городам, устанавливал прочные отношения с музыкантами разных поколений, записывал с ними свою музыку, не чуждался помогать им в записи их проектов, охотно и много играл джемы и в конечном счёте отдавал отношениям с музыкантским сообществам всего себя.

Светлая память тебе, добрый друг.

Майк Эллис на фестивале «Джаз-карнавал в Одессе», сентябрь 2002
Майк Эллис на фестивале «Джаз-карнавал в Одессе», сентябрь 2002

Интересно? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!