Джаз.Ру
5621 subscriber

Новогодний джаз: рождественский альбом Виктории Кауновой и Ильи Морозова

<100 full reads
162 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 47% of the total page views
1 minute — average reading time

Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»

Victoria Kaunova, Ilya Morozov «Christmas Wish» (Butman Music)

обложка альбома
обложка альбома
обложка альбома

На самом деле вокалистка Виктория Каунова и альт-/сопрано-саксофонист/флейтист Илья Морозов правильно сделали, что для второго своего совместного альбома не пошли (пока?) дальше по пути исследования современного американского джазового мэйнстрима. Дело в том, что исследовать это в России получается главным образом проверкой на собственном опыте тезиса о том, что наконец настал тот час, когда «наши» могут играть джаз — в точности как «не наши»; ну, то есть, когда русские звучат прямо как настоящие американцы. На первом альбоме Кауновой/Морозова («The First!», Butman Music, 2016) это уже было сделано, и было сделано качественно и убедительно. Могут! Но теперь, как я не устаю повторять в подобных случаях, встаёт уже следующий вопрос: если могут, то — зачем? Что русские джазовые музыканты могут показать миру такого, чего ещё не рассказали создатели и лидеры стиля 30, 40, 50, 70 лет назад? Задача «рассказать собственную историю», которая стоит перед каждым джазовым артистом, в данном случае усложняется: на первом альбоме Виктория, Илья и их джазовый секстет уже достаточно высоко подняли планку мастерства и владения стилем, так что для второй записи нужно было либо прыгнуть значительно выше головы, либо найти какой-то небанальный, неочевидный поворот темы. И именно такой поворот был найден.

Виктория Каунова, Илья Морозов (фото автора)
Виктория Каунова, Илья Морозов (фото автора)
Виктория Каунова, Илья Морозов (фото автора)

В России не было традиции рождественских джазовых альбомов: «Зимняя сказка» Игоря Бутмана (2016) стояла пока что особняком — и, кстати, Виктория Каунова пела там в двух треках. Виктория Каунова и Илья Морозов шли по почти не проторенному пути. И не просто застолбили место — хотя можно было, наверное, особо не парясь, повторить известные версии стандартного рождественского репертуара. Они сделали отличный, качественный продукт! Да, стандартный репертуар («Let It Snow», «Winter Wonderland» или, например, «Щедрик» Мыколы Леонтовича, только в английском, всемирно известном варианте — «Carol of the Bells») здесь есть, но версии Кауновой-Морозова не повторяют известных трактовок великих артистов из золотого прошлого: московский ансамбль подготовил собственные, современные, зачастую весьма интересные прочтения рождественских песен — то ироничные, то заразительно серьёзные. При этом репертуар сыгран (и спет!) на отличном исполнительском уровне, да ещё и качественно записан (Александр Перфильев, студия CineLab SoundMix). Трубачи Михаил Бручеев и Герман Аветисов (они играют в разных треках), тенорист Виктор Потёмкин, пианист Владимир Нестеренко, контрабасист Артём Баскаков и барабанщик Александр Кульков — все сработали на нужном уровне, ансамбль звучит плотно, но самое главное — хорошо поддерживает ясный и сильный вокал Виктории Кауновой, которой удалось спеть общеизвестный репертуар не просто в новых авторских аранжировках, но — что важно — очень искренне и радостно. Ведь Рождество возвещает миру радостную весть, и рождественские песни — это прежде всего песни радости. И кроме того, слышно, что музыканты молоды, что у них мастерство пока не успело перевесить эмоциональную сферу, собственной энергии хоть отбавляй, и что они любят своё дело — любят и делают его с большим удовольствием.

Особняком стоят два русских номера. Современный — «Снег» из мультсериала «Смешарики» — любопытный и красивый трек, но автор этих строк не так близок к вселенной «Смешариков» (дети выросли, внуков пока нет), чтобы на сто процентов проникнуться его настроением. А вот «Пять минут» из дебютного фильма Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» (1956), ставшего символом культурного пробуждения страны в эпоху «оттепели», могли оказаться слишком музейным номером для молодого ансамбля — но не оказались: именно «Пять минут»-то стали, на мой взгляд, самым удачным, искренним и ярким треком всего альбома и по праву заняли первую позицию в новогоднем плейлисте редакции «Джаз.Ру», который мы опубликовали для подписчиков в соцсетях «Вконтакте» и «Одноклассники».

Apple Music | Spotify | Deezer | Tidal | Яндекс Музыка

Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!