Новый альбом Майлза Дэйвиса? Давайте разберёмся!

7 September 2019

6 сентября 2019 звукозаписывающая корпорация Warner выпустила на лейбле Rhino Records новый альбом Майлза Дэйвиса. Как это может быть, спросит проницательный читатель: ведь великий трубач — реформатор джаза Майлз Дэйвис умер в 1991 году? Хорошо, есть более точная формулировка, она использована в пресс-релизах лейбла: «ранее не опубликованный альбом Майлза Дэйвиса». Пластинка вышла под названием «Rubberband» в форматах CD, LP и цифрового релиза.

Обложка альбома. Использована картина, которую написал сам Майлз Дэйвис.
Обложка альбома. Использована картина, которую написал сам Майлз Дэйвис.

Альбом основан на черновых рабочих записях, сделанных в 1985 г., когда Майлз после 30 лет работы с лейблом Columbia внезапно перешёл на Warner Bros. Майлз тогда собирался сделать решительный шаг навстречу новой, молодёжной афроамериканской аудитории: альбом с вокалом, альбом, основанный на тогдашних бытовых, уличных ритмах — ритмах фанка и соул. В качестве вокалистов планировались Эл Джарро и Чака Хан.

Но до записи вокала дело не дошло: материал не складывался, глава джазового отделения Warner Bros. Томми ЛиПума намекал, что время идёт и пора выдать какой-то продукт, а вот, кстати, у молодого Маркуса Миллера есть интересный материал... — в общем, Майлз постепенно охладел к проекту и вместо этого в 1986 г. выпустил успешный альбом «Tutu», запись совершенно иного характера, действительно основанную на материале Маркуса Миллера, который выступил в роли продюсера.

Майлз Дэйвис в середине 1980-х гг.
Майлз Дэйвис в середине 1980-х гг.

Но в большом бизнесе ничего не пропадает. Через тридцать три года после остановки проекта лейбл Rhino Records, принадлежащий тому же концерну «Уорнер», вытащил с полки черновые аналоговые плёнки, перевёл в цифровой формат и подключил к делу трёх продюсеров. Два их них работали с Майлзом и при записи оригинального материала: это Рэнди Холл и Зэйн Джайлз. Третий — это Винс Уилбёрн-мл., бывший барабанщик поздних составов Дэйвиса и сын родной сестры Майлза — Дороти Мэй Дэйвис. Втроём эти музыканты досочинили и доаранжировали недоделанный материал, вписали массу новых инструментов и вокальных партий. Что получилось по факту? Рассказывает главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков.

— По факту звучит не музыка 1985 г., а добротно спродюсированный современный r'n'b — даже, боюсь, перепродюсированный: в этой музыке большую часть времен одновременно раздаётся слишком много звуков, звучание слишком гладкое и почти никогда не отличается той благородной грубостью, которая была свойственна большинству работ Майлза Дэйвиса. Во многих случаях мне показалось, что, кроме трубы Майлза, из оригинальных записей вообще ничего не использовано. В других — звучит ещё оригинальный бас, или перкуссия, или саксофон. Всё остальное досочинено, доаранжировано, дописано и доделано современными продюсерами.

Особенно трудно воспринимать треки с вокалом: при всём моём уважении к Ледиси, Лале Хэтуэй и другим звёздам современного r'n'b, их вокальные партии кажутся на этом альбоме совершенно чужеродными — особенно в те моменты, когда продюсеры заставляют их взаимодействовать с трубой Майлза. Если коротко, то они просто не взаимодействуют: звучат одновременно, но не вместе. Майлз на этих треках звучит как «приглашённая звезда», вписанная поверх уже готового материала — вот только предполагается, что это его альбом!

В сухом остатке — несколько инструментальных треков, на которых звучит более или менее то, что было сыграно в студии 34 года назад, да и в этих треках поверх оригинального звука намешано ещё множество синтезаторов, программируемых ритмов и т.п. Слегка утешает, что значительную часть программирования ритмов делал всё-таки Винс Уилбёрн-мл. — один из сопродюсеров альбома, племянник Майлза, который выполнял аналогичные функции в его группе и тогда, в 1985 г. — правда, тогда он ещё играл на барабанах. Огорчает, что за минувшие 34 года в биографии Винса не появилось ничего, что отодвинуло бы слова «племянник Майлза Дэйвиса» в его официальном титуле для прессы хотя бы на второе место.

Впрочем, именно эти инструментальные треки трудно назвать совсем уж незнакомыми. Например, то, что на этом альбоме именуется «Give It Up», уже выходило на «диджейском» посмертном альбоме Майлза 1992 года, «Doo-Bop» — только там на черновики Дэйвиса продюсер Изи Мо Би (Easy Mo Bee) сделал куда более густой, насыщенный звуками и, что там говорить — более энергичный ремикс под названием «Скоростная погоня», «High Speed Chase». Вот давайте сравним:

«Give It Up» (2019)

«High Speed Chase» (1992)

Одним из инструментальных треков, на которых после густого сахарина, карамельного сиропа и патоки вокальных номеров альбома слегка отдыхают душа и уши, я и завершу короткий рассказ (который не следует считать рецензией: это просто поверхностные впечатления после однократного прослушивания). Тут, помимо Винса Уилбёрна на живых (!) барабанах, играет почти весь тогдашний ансамбль Майлза: Майк Стерн на гитаре, Боб Берг на саксофоне, Мэрилин Мазур на перкуссии и Ангус Томас на бас-гитаре. Но и тема, замечу, не новая: она известна по другим записям Майлза, в том числе концертным. Видимо, этот трек наиболее близок к тому, что имел в виду Майлз, когда брался за работу в 1985 г.

Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!