Памяти барабанщика Чарли Уоттса. Взгляд с джазовой стороны

1k full reads
1,4k story viewsUnique page visitors
1k read the story to the endThat's 76% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Константин Волков
для «Джаз.Ру»

Чарли Уоттс на сцене нью-йоркского джаз-клуба Blue Note
Чарли Уоттс на сцене нью-йоркского джаз-клуба Blue Note
Чарли Уоттс на сцене нью-йоркского джаз-клуба Blue Note

24 августа 2021 в Великобритании умер барабанщик Чарли Уоттс (Charlie Watts), который был членом одной из самых известных рок-групп в истории — The Rolling Stones — на протяжении пятидесяти восьми лет, с января 1963 года. Музыканту было 80 лет. Он умер в больнице города Уэмбли в графстве Миддлсекс в окружении семьи, включая детей и внуков. Только буквально пару недель назад стало ясно, что с его здоровьем что-то не в порядке: он сделал заявление, что в очередное мировое турне с Rolling Stones не поедет.

Не все знают, что ещё до того, как Чарлз Роберт Уоттс сначала присоединился к блюзовой группе Алексиса Корнера в Лондоне, а затем, в возрасте 22 лет, вместе с частью музыкантов Корнера стал членом «Роллинг Стоунз», где оказался самым старшим (после басиста Билла Уаймана) из участников, он играл джаз. И любовь к джазу он пронёс через всю жизнь.

Чарли Уоттс в джазовом ансамбле, начало 1960-х
Чарли Уоттс в джазовом ансамбле, начало 1960-х
Чарли Уоттс в джазовом ансамбле, начало 1960-х

В Британии, возможно, не было более верного джаз-фэна, чем Чарли Уоттс, а ещё и более преданного коллекционера всего, что связано с джазом. Но главное, что Уоттс играл джаз всякий раз, когда «роллинги» не гастролировали и не записывались — а это были довольно продолжительные периоды. Он прекрасно умел удержать в едином ритме экспрессивных музыкантов в рок-группе, но не был выдающимся джазовым барабанщиком. Зато Чарли был выдающимся джазовым меценатом, причём, так сказать, меценатом действия: он нанимал джазовых музыкантов, чтобы играть с ними джаз, и щедро платил им из своих огромных гонораров рок-звезды. Причём если с Rolling Stones Уоттс выступал в футболках, джинсах и прочих атрибутах рок-музыканта, то на сцену джазовых клубов или джазовых фестивалей он всегда выходил одетый как истинный джентльмен — которым, безусловно, и был.

Charlie Watts
Charlie Watts
Charlie Watts

Британская джазовая сцена (а равно и длинный список американских джазовых барабанщиков) многим обязана Чарли Уоттсу. Он приглашал британских джазменов в свои биг-бэнды и свои джазовые квинтеты, щедро им платил, и они честно отыгрывали всё, что он просил сыграть — даже при том, что его возможности как джазового барабанщика были, деликатно говоря, скромны. Друг и сосед с детских лет, контрабасист Дейв Грин, почти всегда играл в этих составах, хотя и он тоже был музыкантом довольно средним — но он был другом детства. Мало того, многих британских джазовых музыкантов — даже тех, кто у него не играл — Чарли негласно, но щедро поддерживал материально в трудные для них времена.

Чарли Уоттс и британские джазмены в спецвыпуске телешоу Jazz 625 на Би-Би-Си, 2019
Чарли Уоттс и британские джазмены в спецвыпуске телешоу Jazz 625 на Би-Би-Си, 2019
Чарли Уоттс и британские джазмены в спецвыпуске телешоу Jazz 625 на Би-Би-Си, 2019

А основоположникам стиля, американским джазовым барабанщикам, он буквально поклонялся: дочь Роя Хэйнза вспоминает, что Чарли присылал за её отцом лимузин, когда Stones играли в Нью-Йорке, и специально нанятый человек проводил Роя в VIP-ложу, где великого джазового барабанщика окружали королевской заботой. Уоттс выкупил у наследников за очень щедрую цену ударные установки, оставшиеся после ухода из жизни звёзд джазового барабанного искусства — Большого Сида Кэтлетта (Big Sid Catlett), Кенни Кларка (Kenny Clarke), Макса Роуча (Max Roach), Филли Джо Джонса (Philly Joe Jones) и многих других. Некоторая часть этих ударных установок выставлена в магазине-музее Стива Максвелла на 30-й улице в Нью-Йорке, но не продаётся, потому что они принадлежат Уоттсу. Чарли выбирал одну из них, когда выступал со своими джазовыми проектами в Нью-Йорке, и потом возвращал на место — он говорил, что за джазовые выступления платят так мало, что он не может позволить себе возить барабаны из Лондона; но, как у участника Stones, одной из самых высокооплачиваемых рок-групп в мире, у него, конечно, не было проблемы в том, чтобы держать в Америке для себя несколько установок, даже если на каждой из них он играл раз в несколько лет. При этом в его британском поместье в графстве Девоншир тоже было порядочное количество винтажных джазовых ударных установок, ранее принадлежавших известным музыкантам — столько, что много лет подряд шли разговоры об организации в поместье общедоступного музея джазовых барабанов.

Часть гигантской коллекции ударных установок джазовых звёзд, принадлежавшей Чарли Уоттсу: три установки, которыми владел легендарный барабанщик свинговой эры Джин Крупа
Часть гигантской коллекции ударных установок джазовых звёзд, принадлежавшей Чарли Уоттсу: три установки, которыми владел легендарный барабанщик свинговой эры Джин Крупа
Часть гигантской коллекции ударных установок джазовых звёзд, принадлежавшей Чарли Уоттсу: три установки, которыми владел легендарный барабанщик свинговой эры Джин Крупа

По образованию Уоттс был художник-оформитель, и его дипломным проектом в колледже был «графический роман» под названием «Песнь о птице высокого полёта» («Ode to a Highflying Bird») — комикс о великом джазовом саксофонисте Чарли Паркере. В середине 60-х этот комикс был даже опубликован (в расчёте на то, что его будут покупать юные поклонники Stones).

Страница из комикса «Ode to a Highflying Bird»: подпись гласит «он дул от всего сердца»
Страница из комикса «Ode to a Highflying Bird»: подпись гласит «он дул от всего сердца»
Страница из комикса «Ode to a Highflying Bird»: подпись гласит «он дул от всего сердца»

Но моя любимая история — о том, как в начале 1980-х Уоттс вместе с тогдашним клавишником Stones (и их роуд-менеджером) Иэном Стюартом (Ian Stewart, 1938-1985) заявился в магазин старых грампластинок в Санта-Монике, куда заходил каждый раз, когда бывал в Калифорнии (эту историю рассказывает в книге «Jazz Man Record Shop» историк и визе-президент Ассоциации коллекционеров грампластинок Кэри Джинелл). Стюарт накупил себе патефонных пластинок Алберта Аммонса и других пианистов буги-вуги 1930-х — 1940-х гг., а Уоттс, порывшись для порядка в пластинках, уставился на висевший над стойкой оригинальный плакат фильма 1929 г. «St. Louis Blues» с великой блюзовой певицей Бесси Смит в главной роли. Барабанщик некоторое время жадно глазел на плакат, затем подозвал владельца магазина Дона Брауна и как бы невзначай положил на прилавок свой бумажник. Бумажник не сгибался, потому что внутри была пачка стодолларовых купюр в палец толщиной. «Возьми отсюда, сколько считаешь нужным: я хочу забрать этот плакат себе домой», сказал барабанщик Дону.

Тот самый плакат 1929 года
Тот самый плакат 1929 года
Тот самый плакат 1929 года

Но владелец магазина отказался продать плакат. А вскоре магазин закрылся навсегда, и плакат забрал себе домой не Чарли Уоттс, а Дон Браун.

ВИДЕО: Charlie Watts Quintet с вокалистом Бернардом Фоулером и альт-саксофонистом Питером Кингом исполняет джазовый стандарт «What's New» в Шоу Дэвида Леттермана, 1996

Интересно? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!