Памяти проповедника джаза. Ушёл из жизни Алексей Баташев

18 May
277 full reads
3 min.
599 story viewsUnique page visitors
277 read the story to the endThat's 46% of the total page views
3 minutes — average reading time
Алексей Баташёв, 2014
Алексей Баташёв, 2014
Алексей Баташёв, 2014

В ночь с 14 на 15 мая 2021 в московской больнице умер Алексей Баташев. Ему было 86 лет. Википедия определяет его роль в мировой культуре так:

...старейшина джазовой критики, историк и активный популяризатор джаза, автор первой монографии «Советский джаз» (М., Музыка, 1972)...

Но его роль в истории российской и мировой джазовой сцены намного шире. Исполинская пропагандистская, просветительская, организаторская деятельность — так можно охарактеризовать то, что он делал с 1960-х годов и далее. Целые поколения слушателей выросли на его книгах и статьях, на радиопередачах о джазе, которые он делал или в которых участвовал на протяжении сорока лет — от Всесоюзного Радио до нынешнего «Эха Москвы». Целые поколения музыкантов и вдумчивых слушателей сформировала его преподавательская деятельность в области истории, теории и практики джаза в 1970-80-е гг., его огромная лекторская деятельность.

Алексей Баташёв, 1978 (фото © Владимир Лучин)
Алексей Баташёв, 1978 (фото © Владимир Лучин)
Алексей Баташёв, 1978 (фото © Владимир Лучин)

Он участвовал в худсовете единственной советской фирмы грамзаписи — ВФГ «Мелодия», на которой в том числе благодаря ему вышли десятки альбомов советских и зарубежных джазменов. Вошли в историю джазового просветительства его телевизионные программы, в том числе один из самых «широковещательных» джазовых телепроектов середины 1990-х — «Джаз с Алексеем Баташевым» на тогдашнем Пятом канале (в эфир вышло свыше ста выпусков!)...

Ведущий «Часа джаза» на «Голосе Америки» Уиллис Коновер и Алексей Баташёв. Москва, 1969
Ведущий «Часа джаза» на «Голосе Америки» Уиллис Коновер и Алексей Баташёв. Москва, 1969
Ведущий «Часа джаза» на «Голосе Америки» Уиллис Коновер и Алексей Баташёв. Москва, 1969

Несколько десятилетий множество джазовых фестивалей по всей огромной стране были связаны с лицом и голосом Алексея Николаевича, который компетентно, артистично и «зажигательно» вёл их концерты. В 1990-е и 2000-е на концертную деятельность был сделан особый акцент: «сольно», а затем и в сотрудничестве с импресарио Майей Кочубеевой, которая была женой Алексея Николаевича последние три десятилетия его жизни, Баташев организовал и провёл множество отдельных концертов и целых концертных серий, в числе которых — продолжавшийся пять сезонов джазовый цикл в Большом зале Московской консерватории, десятки концертных программ в Зале Чайковского, выступления американских и польских джазовых звёзд, множественные программы, посвящённые истории советского джаза…

Баташев был и первопроходцем джазовых связей СССР и США— он первым в эпоху горбачёвской «перестройки» привозил советских джазменов в США не в эмиграцию, а с концертами, выступал с лекциями и мастер-классами во множестве американских университетов. Но что более важно, он был первооткрывателем джазовой темы для десятков тысяч людей в СССР, а затем в новой России. Наряду с глубокими исследованиями Леонида Переверзева, музыковедческими работами Валентины Конен и Дмитрия Ухова, популяризаторскими усилиями Аркадия Петрова, многоликая, многообразная и плодотворная просветительская деятельность Алексея Баташёва привели в мир джаза множество новых слушателей и ценителей.

Спасибо за всё, что вы сделали, Алексей Николаевич.

Обложка эпохальной книги Алексея Баташева (1972)
Обложка эпохальной книги Алексея Баташева (1972)
Обложка эпохальной книги Алексея Баташева (1972)

Из статьи Алексея Баташева «Музыка жизни»

«Огонёк», 1993, №31-32

...Было такое время: совершалась какая-нибудь левацкая акция, и все косили под стиляг и джазменов. Потом наезжала комиссия, и все становились лояльными советскими гражданами. Сегодня их можно узнать по рассказам, как они боролись с режимом с помощью джаза. Кто действительно боролся, тот не дожил.

Зоркие люди подметили, что джаз можно узнать по большой ударной установке, которой нет ни в духовом, ни в симфоническом. Каким-то образом это докатилось до партийного руководства тогдашней культурой и было ему большим подспорьем в практической работе, но не помешало чуть ли не до 80-х годов путать джаз с роком.

А надо рассуждать проще: если заиграли «Чаттанугу», это джаз, если «Твист Эгэйн» — рок. Если громко, значит джаз. Если ещё громче — рок. Сидят — оркестр. Стоят — ансамбль. Длинные волосы — рокер. Борода аккуратно подстрижена — джазмен. Запущена — авангардист.

Театральная и телевизионная элита часто полагает, что джаз — это когда двое-трое артистов играют на недорогих духовых инструментах нечто такое, отчего в голове заводятся интересные мысли. Джаз — это способ поумнеть.

Короче говоря, джаз это то, что называют джазом, если никто при этом не возражает. Джазменом может стать каждый, кто не претендует на иное.

Алексей Баташев на телевидении, 2001
Алексей Баташев на телевидении, 2001
Алексей Баташев на телевидении, 2001

А может, не надо ломать голову с этой чертовой импровизацией, дело-то простое: хорошая музыка лучше плохой. Репетиции для артистов не дураки придумали. […] Как говорят в музыкальных редакциях Останкино, хорош тот экспромт, который хорошо подготовлен.

А тут ещё появляются знатоки, которые нам подбрасывают, что в джазе главное свинг, но если вы спрашиваете, что это такое, то вы никогда этого не поймёте.

Не верите? В одной толстой и чёрной книге о джазе есть специальный словарик и там сказано, что термином «свинг» обозначают «присущую только джазу полиритмию, несовпадение ритмических акцентов мелодической линии и акцентов основного метра пьесы. Напряжение и расслабление звуковой материи, раскачивание ритма и противосложение ему придают джазовой музыке упругость, неуклонную пульсацию».

Да, ребята, джаз — дело тёмное.

Алексей Баташев. 1990-е
Алексей Баташев. 1990-е
Алексей Баташев. 1990-е

Но те, для кого за словами «упругость, неуклонная пульсация» стоят личные слуховые ощущения, приведённое нагромождение терминов не являются пустым звуком.

Откуда берется свинг?

Как и пульс, он является признаком жизни.

Джаз — это живая музыка.

Музыкант, импровизируя, высказывается от своего имени, а не выполняет поручения композитора. К слову сказать, само это разделение привычного для нас музыкального производства на два цеха — композиторов и исполнителей — в другом виде искусства выглядело бы кощунственным. Представим себе живописца, который оканчивал бы свою работу не созданием полотна картины, а написанием подробной инструкции, как её следует рисовать, после чего ансамбли рисовальщиков-исполнителей предлагали бы миру свои прочтения авторского замысла. Ну прямо как в архитектуре, которую называют застывшей музыкой. Живописоведы ночей не спят, то на рентгене картину просветят, то химанализ соскребут, чтобы докопаться, оригинал или нет. А музыковеды вообще без оригиналов работают — и хоть бы что. Зарплата, хоть и маленькая, но идёт. И все довольны.

Алексей Баташев: лекция о джазе в Казанском джаз-клубе, 1978
Алексей Баташев: лекция о джазе в Казанском джаз-клубе, 1978
Алексей Баташев: лекция о джазе в Казанском джаз-клубе, 1978

[...]

Джаз возвращает музыке её самую древнюю и, может быть, главную функцию — быть средством человеческого общения. Именно в таком общении, начавшемся на заре человеческой культуры и длившемся вплоть до нового времени, в каждом народе сложилась своя национальная система музыкальных выразительных средств, музыкальный язык, подобно тому, как в процессе словесного общения родился язык, на котором говорит народ.

Так и на музыкальном языке — сначала говорили.

Когда люди заявляют, что им джаз непонятен, это очень тревожный знак. Джаз-то, как я постарался доказать, основан на владении языком музыки, то есть на слухе, только на слухе и ни на чем другом, кроме слуха. Непонимание джаза — симптом музыкальной глухоты, невладение им — признак музыкальной немоты. Джаз — музыкальная разговорная речь в той же степени, в какой написанную музыку можно сравнить с литературой. Человек, который заявляет, что он понимает классическую музыку и не понимает джаз, похож на того, кто называет себя ценителем стиля Андрея Платонова, но при этом по-русски не говорит.

То есть, по сути, джаз — игра, основанная на слышании музыки. Это является как его сильной, так, увы, и слабой стороной. Сильной потому, что отсюда вытекает честность, ответственность, солидность его артистов. Сильной и потому, что джазу не пристало продаваться, кому-то служить, идеологизироваться, иллюстрировать какие-либо тезисы, выполнять социальные заказы. Джаз — это музыка без подтекста. В отличие от романов, симфоний и кинофильмов джаз никогда не рисовал образ врага. На фоне древнейших профессий это плюс.

А минус — из-за того, что на сокращающемся пространстве существования музыкального слуха много не построишь. Что значит игра звуков, мотивов, гармоний, ритмов и полиритмов для глухого?

[...]

Пока в музыке мощна устная сфера, музыка жива. Осталась одна письменная — она мертва. Мертва латынь, на которой не говорят. Мёртвый язык не родит новых слов. Мертвый язык не связан с человеческими чувствами, а потому не способен нести художественное содержание. Слова мёртвого языка хороши лишь для языка науки, но не искусства.

Потому-то я и думаю, что Большая Музыка все равно пройдёт в своё будущее лишь по джазовому мостику. Джаз спасет её.

[...]

Алексей Баташев, 1977 (фото © Hans Kumpf)
Алексей Баташев, 1977 (фото © Hans Kumpf)
Алексей Баташев, 1977 (фото © Hans Kumpf)

Джаз — это встреча и диалог культур. Первые искры джаза были высечены из столкновения европейской и африканской традиций на американском материке. Теперь на палитре джазменов все музыкальные краски мира. Потому мне казалось, что джаз имеет исключительно интересное будущее в нашей стране, единственной стране, занимающей обширные пространства на двух континентах, где гнездится такое количество корней разнообразнейших национальных музыкальных культур.

Джаз — это модель мира, где всё основано на взаимодействии, где есть простор, а не товар, где человек говорит за себя и отвечает за себя. Свободная музыка для свободных людей. Джаз ненавидят любые противники свободы.

Джаз — это отображение мира постоянно меняющегося, мира, описания которого моментально устаревают, то есть того самого, в который мы сегодня вступили. Некоторые ещё недавно называли мир с такими свойствами эпохой победившей научно-технической революции. Когда надо действовать не по инструкциям, а по своему разумению.

Джаз — это музыка тех, кто привык думать и решать сам. Музыка от первого лица...

Интересно? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!