Памяти ветерана джазовой сцены. Тромбонист Кёртис Фуллер

10 May
148 full reads
3 min.
271 story viewUnique page visitors
148 read the story to the endThat's 55% of the total page views
3 minutes — average reading time

Константин Волков
для «Джаз.Ру»

Кёртис Фуллер (фото © Alan Jackman, 2010)
Кёртис Фуллер (фото © Alan Jackman, 2010)
Кёртис Фуллер (фото © Alan Jackman, 2010)

8 мая 2021 г. в США скончался легендарный джазовый тромбонист Кёртис Фуллер, член не менее легендарного ансамбля Jazz Messengers. Ему было 86 лет.

Кёртис Дюбуа Фуллер (Curtis DuBois Fuller) родился в Детройте, штат Мичиган, 15 декабря 1934 года. Он принадлежал к поколению детройтской молодёжи, давшему истории джазового искусства много ярких имён: в школе он дружил с Полом Чэмберсом, будущим любимым басистом Майлза Дэйвиса, и будущим знаменитым трубачом Дональдом Бёрдом, знал и других будущих звёзд джаза — пианиста Томми Флэнегана, трубача Тэда Джонса и вибрафониста Милта Джексона. В 1953-55 Фуллер служил в армии, где играл в военном оркестре вместе с Чэмберсом и уроженцами Флориды, братьями Натом и Джулианом Эддерли: последний вскоре прославился как альт-саксофонист по прозвищу «Пушечное ядро», Кэннонбол Эддерли.

Кертис Фуллер в 1950-е гг.
Кертис Фуллер в 1950-е гг.
Кертис Фуллер в 1950-е гг.

Вернувшись в Детройт, Кёртис стал играть в ансамбле саксофониста Юсефа Латифа, и в 1957 их квинтет перебрался в Нью-Йорк, где Фуллер вскоре уже записывался на лейбле Prestige Records.
СЛУШАЕМ: Curtis Fuller «Vonce and Five», 1957

В том же 1957 игру Фуллера в ансамбле трубача Майлза Дэйвиса услышал глава старейшего нью-йоркского независимого лейбла Blue NoteАльфред Лайон; он был так впечатлён, что вскоре на этой фирме грамзаписи вышло три альбома Фуллера (впоследствии вышел и четвёртый, записанный тогда же, но много лет пролежавший на полке). Лайон часто задействовал Фуллера как сайдмена на записях других джазменов: так, тромбон Кёртиса звучит на единственном вышедшем на Blue Note альбоме саксофониста Джона Колтрейна «Blue Train» и на двух альбомах пианиста Сонни Кларка. Записывался Фуллер и на других лейблах в ансамблях Уэйна Шортера, Ли Моргана, Бада Пауэлла, Джо Хендерсона и др.

Джон Колтрейн и Кёртис Фуллер, 1957 (фото © Francis Wolff)
Джон Колтрейн и Кёртис Фуллер, 1957 (фото © Francis Wolff)
Джон Колтрейн и Кёртис Фуллер, 1957 (фото © Francis Wolff)

В 1959 трубач Арт Фармер и тенор-саксофонист Бенни Голсон пригласили Кёртиса в свой Jazztet, один из самых ярких джазовых ансамблей рубежа 1950/60-х гг.
СЛУШАЕМ: Jazztet «It's Alright With Me», 1960
Тема и соло на тромбоне: Кёртис Фуллер

Но уже в 1961 г. тромбонист принял предложение великого барабанщика Арта Блэйки войти в состав его Jazz Messengers, где он стал первым в истории ансамбля шестым участником (ранее «Посланцы джаза» выступали как квинтет) и первым тромбонистом. Кёртис Фуллер оставался в составе Art Blakey Jazz Messengers до 1965 года.
СМОТРИМ: Jazz Messengers «Caravan», 1963
Париж, Франция. Фредди Хаббард (труба), Уэйн Шортер (саксофон), Кёртис Фуллер (тромбон), Сидар Уолтон (ф-но), Джейми Мерритт (бас), Арт Блэйки (ударные)

В первой половине 60-х Фуллер также записал два собственных альбома на impulse!, мощном независимом лейбле, где записывался Джон Колтрейн.

Кёртис Фуллер вносит правки в нотный материал для очередного альбома, начало 1960-х (фото © Francis Wolff)
Кёртис Фуллер вносит правки в нотный материал для очередного альбома, начало 1960-х (фото © Francis Wolff)
Кёртис Фуллер вносит правки в нотный материал для очередного альбома, начало 1960-х (фото © Francis Wolff)

Когда во второй половине 1960-х нарастающая популярность рок-музыки стала отбирать широкую аудиторию у джазового искусства, Кёртис Фуллер некоторое время работал в ансамбле трубача Диззи Гиллеспи и затем почти все 1970-е гастролировал с биг-бэндом Каунта Бэйси, у которого записался на нескольких альбомах для Pablo, лейбла прославленного импресарио Нормана Гранца. Ряд альбомов он записал и с другим легендарным бэндлидером — вибрафонистом Лайонелом Хэмптоном. В конце 70-х Фуллер также вновь играл с Артом Блэйки в тот период, когда трубачом «Посланцев» был русский джазмен Валерий Пономарёв.

Jazz Messengers: Валерий Пономарёв, Бобби Уотсон, Кёртис Фуллер (фото © Paolo Ferraresi, 1978)
Jazz Messengers: Валерий Пономарёв, Бобби Уотсон, Кёртис Фуллер (фото © Paolo Ferraresi, 1978)
Jazz Messengers: Валерий Пономарёв, Бобби Уотсон, Кёртис Фуллер (фото © Paolo Ferraresi, 1978)

СЛУШАЕМ: Art Blakey and the Jazz Messengers, 1978
Бобби Уотсон (альт-саксофон), Валерий Пономарёв (труба), Дэвид Шниттер (тенор-саксофон), Кёртис Фуллер (тромбон), Джеймс Уильямс (ф-но), Деннис Ирвин (бас), Рэй Мантилья (перкуссия), Арт Блэйки (ударные)

А в 80-е Кёртис вновь сотрудничал с Артом Фармером и Бенни Голсоном — впрочем, уже не в рамках «Джазтета», а на разных их альбомах для разных лейблов.

Таким образом хорошо просматривается контакты и связи, приведшие к эпохальному турне трубача Валерия Пономарёва по России в 1997 г., когда вместе с ним, представляя разные поколения участников «Джаз мессенджерс», в нашей стране гастролировали саксофонист Бенни Голсон и тромбонист Кёртис Фуллер (с российскими ритм-секциями: своя в Москве, своя в Сибири и т. д. — правда, Фуллер тогда не поехал в Сибирь, ограничившись европейской частью России).

В этот период Кёртис Фуллер выступал уже в ранге легенды джазовой сцены, подтверждённом званием почётного доктора музыкального колледжа Бёркли в 1999 и наивысшей государственной наградой для джазового музыканта в Америке — званием Мастера джаза Национального Фонда искусств США — в 2007.

Официальное фото Национального Фонда искусств США, 2007
Официальное фото Национального Фонда искусств США, 2007
Официальное фото Национального Фонда искусств США, 2007

Кёртис Фуллер продолжал выступать вплоть до начала 2010-х гг., в том числе со студенческими ансамблями Летней школы искусств штата Нью-Йорк, преподавателем которой был много лет.

Интересно? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!