Патриарх польского джаза Збигнев Намысловский. К 80-летию: слушаем альбом!

11 September 2019

Выдающийся польский саксофонист и композитор Збигнев Намысловский (Zbigniew Namysłowski) родился в Варшаве 9 сентября 1939 г. С четырехлетнего возраста он обучался игре на фортепиано, с 12 — на виолончели, затем изучал теорию музыки в Варшаве. Дебют Намысловского-джазмена состоялся в 1956 г., когда он в качестве тромбониста выступил в диксиленде Витольда Кротохвила; на следующий год он, уже в качестве виолончелиста, впервые соприкоснулся с миром современного джаза, выступив с Modern Combo Кшиштофа Садовского. В том же году он гастролировал по Дании с ансамблем Polish All Stars и по Франции с Кротохвилом; к концу 50-х он завоевал репутацию лучшего тромбониста Польши. Однако уже в 1960 г. он берет в руки альт-саксофон, чтобы участвовать в хардбоповой группе Jazz Wreckers Анджея Тшасковского; с тех пор саксофон стал основным его инструментом. В 1963 г. Намысловский собрал собственный квартет, с которым начал гастролировать по Европе и записываться (под названием The Jazz Rockers, которое не имело никакого отношения к будущему движению джаз-рока). Он также записывался с ведущим польским джазменом того времени, Кшиштофом Комедой, и рядом других составов, в том числе с оркестром Джазовой студии польского радио, собравшим лучшие джазовые силы Польши 60-х гг.

Збигнев Намысловский (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру», 2012)
Збигнев Намысловский (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру», 2012)

В течение 1970-х Намысловский интенсивно записывался как лидер (широко известен его выдающийся альбом 1973 г., «Winobranie») и гастролировал по всему миру, в том числе по США (1977 и 1979, со скрипачом Михалом Урбаняком). В эти же годы он попытался найти себе место на музыкальной сцене Соединённых Штатов, но это было не лучшее время в истории джаза, тем более — для иностранного музыканта, желавшего продолжать развитие своей оригинальной авторской музыки, а не играть стандарты. В 1980 г. Намысловский вернулся в Польшу, где продолжил развивать свою собственную стилистику, в основном построенную на соединении славянских фольклорных интонаций и современного камерного джаза.

В последние десятилетия пан Збигнев много гастролировал, в том числе и в России. Вот как «Джаз.Ру» писал о его выступлении на одном из джазовых фестивалей на постсоветском пространстве:

...У Намысловского всё то же интереснейшее сочетание очень лиричного, мягкого, на грани сладости мелодизма со сложными переменными ритмами, полная свобода ориентации в музыкальном пространстве-времени, безукоризненная логика развития, всё те же отсылки к музыкальному материалу польского барокко — в свое время именно музыка Намысловского заставила меня переслушать кучу образцов этой своеобразнейшей, красивой и непростой музыки). ...Одним из наиболее интересных моментов для интересующихся развитием джаза был, конечно, мелодизм и исполнительская манера самого пана Збигнева — вот эта его удивительная способность компонировать и, в особенности, солировать практически на грани приторной сладости, чуть ли не смуть, easy listening, «music for elevators». Но ни разу эта грань не была перейдена, музыка всё время оставалась содержательной и напряжённой...

(Олег Шестопалов, 2004)

В честь 80-летия выдающегося польского джазмена слушаем один из самых известных его альбомов. 1966 год, фирма грамзаписи Polskie Nagrania / Muza. Збигнев Намысловский — альт-сакофон; Адам Матышкович — фортепиано; Януш Козловский — бас; Чеслав «Малы» Бартковский — барабаны.

Zbigniew Namysłowski Quartet «Polish Jazz Vol. 6»

Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!