14,9K подписчиков

Пианист Брэд Мэлдау: полвека в поиске внутри и вне пределов джаза

342 прочитали

Константин Волков
для «Джаз.Ру»

Brad Mehldau
Brad Mehldau

Имя Brad Mehldau сложно написать по-русски однозначно правильно. Пианист родился в Джексонвилле, штат Флорида, ровно 50 лет назад — 23 августа 1970 года. Он стопроцентный американец. Но фамилия у него немецкая. По-немецки она произносится «Мельдау». Поэтому, пытаясь найти достоверное написание этой фамилии на русском, наша редакция ещё 20 лет назад остановилась на компромиссном «Мэлдау» — хотя и сам артист, и все, кто его знают в США, произносят это как «Мелдоу».

Брэд Мэлдау — один из ярчайших импровизирующих пианистов своего поколения. Я сознательно избегаю слова «джазовый», потому что он играет далеко не только джаз как таковой. Но для большинства слушателей во всём мире Мэлдау — джазовый пианист. Именно джаз прославил его около 30 лет назад.

Он приехал в Нью-Йорк 18-летним юношей, чтобы изучать джазовое фортепиано на прославленном джазовом факультете Университета Новой школы. Его учителями были Фред Хёрш, Джуниор Мэнс и Кенни Вернер — все трое безусловно укоренённые в джазовой традиции, но каждый по-своему пошедший дальше мэйнстрима, чтобы впитать более широкий стилистический подход. В этом они повлияли и на своего ученика.

Брэд Мэллдау в фойе Концертного зала им. Чайковского, Москва, январь 2007 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Брэд Мэллдау в фойе Концертного зала им. Чайковского, Москва, январь 2007 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

В 1989-91 годах он выступал и записывался с ансамблем альт-саксофониста Кристофера Холлидея, где постигал секреты большого джазового стиля 1950-60-х гг. и звучал почти как его ранние кумиры — Маккой Тайнер и Уинтон Келли. Ещё обучаясь в Новой школе, он активно и успешно работал в квартете саксофониста Джошуа Редмана, который в 1993-94 годах сделал его восходящей звездой нью-йоркской сцены.
ВИДЕО: Мюнхенская филармония, 1994. Joshua Redman Quartet «Blues on Sunday». За роялем Брэд Мэлдау

В это же время Мэлдау начал выступать с собственным трио, которое на долгие десятилетия стало для него основным форматом музыкального самовыражения. Трио Брэда Мэлдау, в котором работали контрабасисты Ларри Гренадир и Крисчен Макбрайд, а также барабанщики Хорхе Росси, Брайан Блэйд и Джефф Баллард — крупное явление в современном фортепианном джазе: восемь альбомов трио для Warner Brothers, в том числе яркий цикл из пяти пластинок под общим названием «The Art of Trio» — «Искусство трио», и семь для Nonesuch Records сделали этот коллектив одним из самых влиятельных фортепианных трио в джазе начала XXI века.
ВИДЕО: Brad Mehldau Trio, Германия, фестиваль Jazz Baltica, 2006
Бас: Ларри Гренадир; ударные: Джефф Баллард

Но Мэлдау, при всей его укоренённости в современном джазовом фортепианном мэйнстриме, далеко не только мэйнстримовый музыкант. Он любит пробовать необычные совместные проекты — например, он дважды записывался с прославленным фьюжн-гитаристом Пэтом Мэтини, выпускал альбомы с камерными ансамблями современной академической музыки, а в Россию в 2007 г. приезжал как сольный импровизатор далеко за гранью «прямолинейного джаза».

О своей концепции сольного выступления он говорил так:

— Я импровизирую, создаю музыку на глазах у публики. В этом так много свободы — в противоположность западной парадигме создания музыки, которая предусматривает, что надо тяжело трудиться за закрытыми дверями, методом проб и ошибок создавать композицию, а затем представить законченную пьесу публике. Я показываю публике все сложности, с которыми встречаюсь в процессе сиюминутного создания музыки.

ВИДЕО: сольная импровизация Брэда Мэлдау на тему песни «Teardrop» рок-группы Massive Attack на фестивале в городе Вьян, Франция, 2010

Пожалуй, московское выступление пианиста подтвердило эту формулу. Брэд действительно довольно свободен в тех путях, которые он выбирает при раскрытии той или иной музыкальной темы. Он, видимо, понимает, что может в этом раскрытии преуспеть, а может и нет. Он свободно (ну, видимо, в рамках некоего довольно обширного набора приёмов, которыми владеет) выбирает средства, которыми будет решено развитие того или иного материала. Нельзя не признать, что задачи, которые Мэлдау ставит перед собой, он решает на высочайшем техническом уровне, демонстрирующем его огромную мощь как инструменталиста и достаточно высокий уровень мыслителя-импровизатора. Видно было, что мы присутствуем при акте спонтанного творчества большого артиста, исключительного мастера и крупного музыкального мыслителя. И это не был джаз как таковой. Это была спонтанная импровизация в очень широком стилистическом диапазоне, в котором Баха или Малера было не меньше, чем Маккоя Тайнера или Уинтона Келли.

См. также: подробный разбор московского концерта Брэда Мэлдау на «Джаз.Ру», январь 2007

И это далеко не все новые направления, которые испробовал Мэлдау в последнее десятилетие. После альбома со струнным оркестром и целого ряда необычных дуэтов — с гитаристом Пэтом Мэтини, с оперными певицами Рене Флеминг и Анной-Софией фон Оттер, с контрабасистом Чарли Хэйденом, с саксофонистом Джошуа Редманом и даже с поющим мандолинистом Крисом Тиле — Мэлдау стал записываться и гастролировать ещё в одном дуэте, где его партнёром выступает более молодой музыкант — барабанщик Марк Джулиана (Mark Giuliana).
ВИДЕО: Mehliana «Hungry Ghost» («Голодный дух»)

В этом дуэте они исследуют пласты музыки, максимально далёкие от джазового мэйнстрима, и сразу должен предупредить, что это и не джазовый авангард тоже. Скорее, это рок-импров, импровизация посредством выразительных средств электрифицированной рок-музыки. Мэлдау в этом дуэте играет не столько на рояле, сколько на электропиано и на аналоговых синтезаторах, а Джулиана отвечает не только за яростные крышесносящие биты, но и за работу с электронными эффектами. Съездив осенью 2013-го в успешное турне по США, в начале 2014-го дуэт начал долгие гастроли по Европе и в их разгар выпустил дебютный альбом, который записал и свёл прославленный звукорежиссёр Грег Коллер, работавший над записями рок-звезды Джона Брайона и рэпера Канье Уэста.

Дуэт Mehliana
Дуэт Mehliana

Для автора этих строк альбом дуэта Mehliana (Мэлдау + Джулиана) «Taming the Dragon» («Приручить дракона») — ещё одно доказательство того, что джазовый импровизатор может быть связан только теми рамками: жанровыми, стилистическими и вообще эстетическими — которые он создаёт для себя сам. Смешно и глупо отрицать высочайшие достижения Брэда Мэлдау как джазового пианиста. Но ещё смешнее и глупее — на основании этих достижений отказывать ему в праве на творческий поиск, на стилистический эксперимент, на выход далеко за жанровые рамки в стремлении найти и сказать что-то, чего ни слушатель пока не слышал, ни сам музыкант, может быть, сам от себя и не ожидал. И главное, 50 лет, которые исполняются Брэду 23 августа 2020 — это возраст, в котором для серьёзного музыканта всё ещё только начинается.

Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!