Пианист Эсбьёрн Свенссон. Недоигранная музыка

Esbjörn Svensson
Esbjörn Svensson

Его звали Bror Fredrik Esbjörn Svensson. 16 апреля 2019 ему могло бы исполниться 55. Но ему навсегда осталось 44, потому что шведский пианист Эсбьёрн Свенссон трагически погиб 14 июня 2008 года.

Кто бы мог подумать, что выступление в России в конце мая 2008 окажется последним концертом в жизни выдающегося европейского импровизатора? 44-летний лидер e.s.t. (Esbjörn Svensson Trio) погружался с аквалангом возле причала на Ингарё, одном из островов Стокгольмского архипелага, всего в нескольких километрах от центра шведской столицы, где он жил с женой Эвой и сыновьями Рубеном и Ноем.

Ingarö
Ingarö

До сих пор не очень ясно, что именно произошло. Присутствовал инструктор по дайвингу и несколько других ныряльщиков, включая 14-летнего сына музыканта. Все поднялись на поверхность, но Свенссон не всплыл. Источники ссылались на его менеджера Буркхарда Хоппера, который скупо пояснил: музыканта обнаружили на дне возле причала с серьёзными травмами. Был вызван вертолёт, который доставил его в больницу в Стокгольме, но все попытки врачей спасти жизнь Эсбьёрна не увенчались успехом, и вскоре после полуночи с 13 на 14 июня медики констатировали смерть. Шведская полиция начала обычное в таких случаях расследование обстоятельств, и результаты показали, что ничего сверхъестественного в гибели музыканта не было: ныряя, он ударился головой и потерял сознание под водой.

44 года для джазового музыканта — самый расцвет. Самый взлёт. Esbjörn Svensson Trio и было на взлёте, уверенно подбираясь к лидерской позиции в европейском джазе, если уже de facto не занимая её. Трио Эсбьёрна Свенссона — безусловно, олицетворение современного европейского джаза с его опорой на сугубо европейскую музыкальную традицию, идущую от европейской музыкальной классики, а не от блюза, и при этом широчайшим образом использующую именно джазовый язык изложения материала, именно джазовую звуковую идиому. При этом e.s.t. были в своём роде совершенно уникальным коллективом, потому что они чётко понимали и широчайшим образом использовали то, к чему предыдущее поколение европейских импровизаторов (поколение Яна Гарбарека) пришло только на склоне своей карьеры, уже в 90-е: важность единства звуковых решений. Не одна только филигранность игры отличала эту группу.

Dan Berglund, Esbjörn Svensson, Magnus Öström
Dan Berglund, Esbjörn Svensson, Magnus Öström

Именно группу: они жили, работали и творили как группа, пятнадцать лет проработав вместе в одном составе — пианист Эсбьёрн Свенссон, контрабасист Дан Берглунд и барабанщик Магнус Эстрём. Их отличала невероятная внимательность к звуку, к не только тональным, но и тембральным решениям, и соблюдению их единства как в записях, так и на концертах. Уже много лет трио ездило по миру не только с требованием жёсткого соблюдения технического райдера, но и с собственным звукорежиссёром Аке Линтоном (пианист американского трио The Bad Plus Итэн Айверсон, несомненно видевший в трио Свенссона соратников и единомышленников, в прощальном эссе об Эсбьёрне, опубликованном в блоге Do The Math, специально подчёркивает, что Свенссон даже называл Линтона четвёртым участником своего ансамбля). Линтон не только «рулил» концертные выступления Esbjörn Svensson Trio, но также записал и свёл значительную часть материала их альбомов.
АУДИО: альбом Эсбьёрн Свенссон Трио «С точки зрения Гагарина», 1999

Наверное, все масс-медиа, перепечатавшие новость о трагической смерти Свенссона, повторили следующий факт: e.s.t. были единственным джазовым коллективом из Европы, который когда-либо появился на обложке старейшего американского джазового журнала DownBeat.

Да, это так: в 2006-м Esbjörn Svensson Trio действительно были на обложке «ДаунБита», но американский джазовый мир в целом не успел понять и тем более принять их. Автор этих строк единственный раз слышал Esbjörn Svensson Trio живьём именно в Нью-Йорке, в клубе Jazz Standard в конце сентября 2007 года, и был поражён тем, насколько вежливо-индифферентно принимала их американская публика. Ну, то есть, им горячо и долго аплодировали, точно так же, как стали бы аплодировать крепкому американскому составу — но американскому уху они не говорили столько же, сколько европейскому.
АУДИО: концертный альбом E.S.T. 2001 года

Боповая пиротехника совершенно чужда Свенссону, хотя его техника игры знала мало равных — он прежде всего мелодист, и мелодист в европейском смысле, в северной европейской романтической традиции, легко прослеживаемой вглубь веков до простых фольклорных мелодий. Esbjörn Svensson Trio только начинали завоевание американского рынка, только поднимались к подножию вершин, давно взятых ими в Старом свете, где они имели статус почти поп-группы, собирали огромные залы (и далеко не только чисто джазовую аудиторию) и ротировали свои видеоклипы на музыкальных телеканалах.
ВИДЕО: Esbjörn Svensson Trio - Elevation of Love

21 июня 2008-го Esbjörn Svensson Trio должны были вновь выступать в Нью-Йорке в рамках JVC Jazz Festival. Увы, последним концертом в истории трио Эсбьёрна Свенссона навсегда останется их выступление в зале Чайковского в Москве 30 мая 2008 г.
ВИДЕО: фрагмент последнего концерта E.S.T. Москва, 30 мая 2008. «С точки зрения Гагарина»

Интересно? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!