Полузабытые титаны: пианист Марк Левин. История джаза с Владимиром Фейертагом

14 February

Автор цикла — 88-летний старейшина российской джазовой историографии Владимир Фейертаг. Он рассказывает о джазменах, которые по разным причинам не достигли уровня известности суперзвёзд, но их роль в истории мало чем уступала значению титанов джазового искусства.
В более ранних выпусках:
трубач Эрскин Хокинс, пианист Мэтт Деннис, поющий пианист Бадди Греко, трубач-аранжировщик Сай Оливер, тромбонист Майк Зверин, трубач Чарли Шейверс, саксофонист Джимми Форрест, тромбонист Сай Центнер, саксофонист Айшем Джонс, певица Джули Лондон, аранжировщик Манни Албам.

Mark Levine
Mark Levine

Марк Левин (Mark Levine)

Есть у меня одна пластинка, которую я слушал и слушаю даже сейчас с нескрываемым удовольствием — «Smiley & Me». Дуэт: пианист Марк Левин (ударение в фамилии Levine падает на второй слог. — Ред.) и барабанщик Смайли Уинтерс. Контрабаса нет. Записан альбом в 1985 году в Сан-Франциско.

обложка альбома
обложка альбома

Марк Левин — пианист бибопа, наследник Бада Пауэлла, Уинтона Келли, Рэда Гарланда, Бобби Тиммонса. Безупречная боперская техника, отличный свинг, логично предсказуемая фразировка. Лучшие номера в альбоме — «Our Delight» и «Stompin’ at the Savoy». К балладам тоже не придраться, экономное и выразительное pianissimo, впечатляющее мягкими гармоническими кластерами, а иногда и в сочетании со страйд-пиано. А его партнёр — барабанщик Смайли Уинтерс — сначала меня смутил. Я ожидал бы, скорее, аккуратного аккомпанемента, а столкнулся с постоянно заявляющем о себе солисте. Конечно, он, как говорится, «держит ритм», но при этом позволяет себе играть весьма раскованно, и почти всюду его акценты, удары, всплески как бы противостоят боперским фразам пианиста. Это удивляет и раздражает, но потом привыкаешь и начинаешь понимать, что слышишь дуэт равноправных солистов. На десятой минуте прослушивания альбома я уже был убеждён, что контрабасист был бы здесь абсолютно неуместен.

Но кто же такой Марк Левин, выпустивший такой необычный и интеллигентный альбом? Почему я раньше это имя нигде не встречал?

Mark Levine
Mark Levine

Марк родился в 1938 году в Конкорде (штат Нью-Гэмпшир), рос во Флориде, в 15 лет начал играть в джазовых ансамблях то на фортепиано, то на помповом (вентильном) тромбоне. В 17 лет перебрался в Нью-Йорк, ненадолго включился в клубную жизнь, но вскоре добрался до Бостона и поступил сразу в два учебных заведения — в джазовую школу Бёркли, в которой учился у Хёрба Помероя и Джаки Байарда, и в Бостонский университет, окончив который, получил в 1960 году диплом теоретика-музыковеда. По возвращению в Нью-Йорк год играл в квартете трубача Вуди Шоу и позже признавался, что лучшую школу он прошёл именно за этот год. С 1966 года постоянно жил в Калифорнии, работал с Фредди Хаббардом, Джо Хендерсоном, Бобби Хатчерсоном, Блю Митчеллом, Дэйвом Либманом, Гарольдом Лэндом, Чарльзом Роузом, Артом Пеппером, Эдди Харрисом, Артом Фармером, Кларком Терри, Джеймсом Муди и другими. Разве этого не достаточно, чтобы статья о нём появилась хотя бы в одном справочнике? Увлекался Марк и латиноамериканской музыкой, играл в группах Монго Сантамарии, Тито Пуэнте, Кола Чаддера. Странно, что Левин никак не мог собрать собственное трио. Чем же он так был занят? Оказывается, писал аранжировки для солистов, которым аккомпанировал, а работал он и с вокалисткой Кармен Макрэй, и с саксофонистом Хьюстоном Пёрсоном, и с бразильским композитором и мультиинструменталистом Моасиром Сантосом. Альбом Левина «Off & On. The Music of Moacir Santos» был номинирован на «Грэмми» как лучшая запись в категории «латинская музыка».
СЛУШАЕМ: Mark Levine & The Latin Tinge «Nana» (с альбома «Off & On. The Music of Moacir Santos»

Кроме того, он стал самым известным педагогом и теоретиком джаза на Западном побережье. Выпустил три книги — «The Jazz Theory Book», «The Jazz Piano Book» (сегодня её считают «библией для пианистов») и «The Drop 2 Book». Марк Левин преподавал в нескольких университетах Калифорнии, в знаменитом Миллс-колледже в Окленде и ещё в шести заведениях. Проводил (и проводит по сей день) мастер-классы по всему свету — от Исландии до Новой Зеландии, от Японии до Колумбии. Организовывал мастер-классы друзьям-пианистам, входил в число кураторов фестиваля в Монтерее. И именно он записал все фортепианные партии для «минусовок» пособий Джейми Эберсолда, по которым сегодня учатся тысячи молодых музыкантов всего мира. Вот кто такой Марк Левин, пианист, тромбонист (в 1983-84 гг. был признан лучшим тромбонистом Западного побережья, но после этого больше до инструмента не дотрагивался), композитор, продюсер, теоретик, педагог. Дискография невелика — 11 альбомов, и ещё несколько появлений в качестве сайдмена. Но советую отыскать записи и видеоролики:обещаю всем любителям мэйнстрима большую радость от знакомства с этим джазменом-скромником.
СЛУШАЕМ: Mark Levine Trio «Up Jumped Spring» с альбома «One Notch Up», 1997

Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!