Российские джазовые стандарты. Тема 1: «Тёмная ночь»

9 May
286 full reads
3,5 min.
459 story viewsUnique page visitors
286 read the story to the endThat's 62% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»

Это скромное исследование началось с вопроса от интересующегося европейского джазового специалиста: если мы хотим исполнить русский материал в джазе, должны ли мы придерживаться Чайковского, Рахманинова и Мусоргского — или у российских джазовых музыкантов есть свой собственный корпус стандартов, то есть тем для импровизации, которые все знают и могут сыграть без долгих репетиций?

Вкратце: оба подхода хороши. Многие российские музыканты создавали впечатляющие джазовые композиции на основе материала из великой сокровищницы русской классической музыки, произведений не только трех упомянутых выше композиторов, но и Глинки, Балакирева, Римского-Корсакова, Бородина, Скрябина, Прокофьева, Свиридова и иных композиторов-классиков XIX и XX веков. Но есть не менее обширная коллекция русских популярных песенных мелодий с 1920-х, 30-х и вплоть до 1980-х годов — так называемая классика советской песни: мелодии из фильмов советской эпохи, которые до сих пор смотрят и любят миллионы; популярные песни прошлых десятилетий, которые всё ещё слушают сегодня из-за их культурного значения... и даже темы из телепередач! Разве американский корпус джазовых стандартов не сформировался из подобных же источников, наряду с мелодиями, сочиненными джазовыми музыкантами? Каждая большая страна с большим населением и долгой историей имеет свою собственную музыкальную культуру, которой можно вдохновляться, поэтому неудивительно, что российские джазовые музыканты не только черпают вдохновение из американских источников, овладевая тем же музыкальным языком, что и их коллеги в других странах, но также используют довольно значительное количество советских / российских мелодий, которые можно рассматривать как джазовые стандарты. Я подобрал 12 таких мелодий — оригинальные записи плюс несколько избранных джазовых версий для каждой. Спасибо за вопрос, Арлетт Ховинга!

1. Тёмная ночь

Марк Бернес (кадр из фильма 1943 г.), Никита Богословский (фото 1940-х гг.)
Марк Бернес (кадр из фильма 1943 г.), Никита Богословский (фото 1940-х гг.)
Марк Бернес (кадр из фильма 1943 г.), Никита Богословский (фото 1940-х гг.)

Оригинал этой песни исполнил в 1943 г. актёр Марк Бернес, записывая фонограмму для военной драмы «Два бойца». Кстати говоря, сценарий фильма написал Евгений Габрилович, который в юности, в 1922-25 гг., был пианистом в первом советском джазовом ансамбле — «Джаз-банде Валентина Парнаха». Написавший песню композитор Никита Богословский (1913-2004) в особых симпатиях к джазу замечен не был, но многие его песни отличаются богатой гармонией, их знают широкие круги слушателей, и джазовые музыканты любят использовать их как темы для импровизационных джазовых версий («Три года ты мне снилась», «Романс Рощина» и др.) Часто исполняют и мелодию чудесной мужественной и лиричной песни «Тёмная ночь».

Джазовые версии:

Оркестр Олега Лундстрема, 1993 .Ужасное качество записи, но замечательное исполнение в благородном духе традиций золотого века биг-бэндов.

Саксофонист Алексей Круглов и его «Круглый бенд»: трек из альбома 2021 года «Друзья-однополчане», построенного на мелодиях песнях времён Великой Отечественной войны. Алексей Круглов (альт-саксофон), Пётр Ившин (ударные), Антон Залетаев (тенор-саксофон), Ростислав Кочетов (флюгельгорн), Анатолий Кожаев (контрабас), Артём Третьяков (фортепиано). Самая авангардная версия в этой подборке, но и одна из самых острых по чувству.

Джаз-оркестр Военно-инженерного технического университета Jazz Brevis Big Band, Санкт-Петербург (дирижёр Дмитрий Мальков), 2010. Удивительно, что будущие военные инженеры играют с приличным чувством стиля, и не только за счёт основного солиста — выдающегося петербургского джазового тенор-саксофониста Дмитрия Попова (хотя без его чувственного соло съёмка этого оркестра в нашу подборку, скорее всего, и не вошла бы).

В суровые дни первой пандемической самоизоляции, в мае 2020, к 75-летию Победы замечательный казанский джазовый пианист Андрей Руденко сыграл у себя дома на обычном комнатном пианино вот эту проникновенную, философскую версию темы «Тёмная ночь» дуэтом с перкуссионистом Андреем Казанцевым.

Российский пианист Иван Фармаковский не раз играл тему Богословского, в том числе в России и США во время выступлений со своим российско-американским квартетом. В данном случае это концерт в Театральном зале Московского международного Дома музыки в сентябре 2011 г.: Иван Фармаковский (фортепиано), Ральф Боуэн (тенор-саксофон), Дэррил Холл (контрабас), Дональд Эдвардс (барабаны). Жаль, в видеоролике уровень звука низковат, но на известном видеохостинге это не редкость.

Трубач Вадим Эйленкриг и пианист Даниил Крамер исполнили эту тему в 2017 г. во время съёмки концерта Вадима в Светлановском зале Дома Музыки для телеканала «Россия Культура» (Армен Мкртичан — электробас, Александр Зингер — ударные).

Конечно, это далеко не все джазовые версии темы «Тёмная ночь». Но, как мне кажется, эта подборка вполне представляет мелодию как один из русских джазовых стандартов.

В следующей серии (2 из 12): «А снег идёт» Андрея Эшпая

Интересно? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!